Чем покрыть поделку после выжигания

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024


Пирография или просто выжигание – крутое хобби для детей и взрослых. Чтобы сделать картину, которую не стыдно повесить на стену, вам необязательно быть художником. Даже элементарные навыки рисования могут не пригодиться, так как в пирографии чаще всего используют трафареты. Все, что вам нужно для сотворения шедевра – желание обучиться чему-то новому, тяга к творчеству и инструменты для выжигания, с которыми вы будете работать в дальнейшем.


Самое первое, что нужно сделать начинающему мастеру – приобрести хороший выжигатель по дереву. Это основной инструмент, так что выбирать его нужно с умом. Лучше купить паяльник с проволочным наконечником и регулятором температуры, - гораздо проще наносить тени, делать штриховку если есть возможность убавить нагрев прибора.


Еще один важный параметр – длина стержня. Чем короче стержень выжигателя, тем привычней и легче с ним работать. Он будет напоминать вам тяжелую ручку, но это не помешает наносить аккуратные четкие линии.


Также выбирайте наборы с нормальным количеством насадок. Вам обязательно нужно иметь несколько видов насадок разной ширины. Насадки же в форме звездочек, сердечек и прочих фигурок лучше не брать, они крайне редко нужны при выжигании картин. Приобрести их можно в том случае, если вы планируете заниматься орнаментом, но если конкретного стиля у вас все еще нет, лучше отложить такую покупку на потом.


Что понадобиться для выжигания по дереву


Паяльник – хоть и главный, но не единственный нужный инструмент. Мы рекомендуем заранее обустроить себе рабочее место, подготовив все, что так или иначе может понадобиться в выжигании. На столе обязательно должны быть:
Плоскогубцы. Ими удобно менять насадки или брать раскаленный инструмент.
Шлифовальные бруски с разным зерном. Перед выжиганием древесину нужно обработать так, чтобы рабочая сторона на ощупь была идеально гладкой.
Подставка под выжигатель. Чтобы случайно не устроить пожар, положив раскаленный паяльник на стол, лучше иметь под рукой специальную подставку. Она часто идет сразу в наборе с выжигателем. Если такой подставки нет, отлично подойдет и глиняный горшочек.
Ремень и оксид алюминия. Ими вы будете счищать с насадок оставшуюся смолу от деревянной заготовки.


Помимо инструментов в работе понадобятся и расходные материалы. В первую очередь, это деревянная дощечка, на которой и будет выжигаться рисунок. Для новичков мы рекомендуем использовать мягкие породы, такие как сосна или липа. По такой заготовке гораздо проще водить прибором, а за счет ее светлого цвета, рисунок будет смотреться контрастнее.


Далее вам понадобится трафарет. Вы можете вырезать его сами, приобрести в лавках для творчества или использовать еще более простой способ. Распечатывайте на листе нужный рисунок и через копирку переводите его прямо на доску. Выбрав такой способ, следите за нажимом. Если слишком усердно обводить рисунок, линии копировальной бумаги будут слишком толстые. Такие проблематично перекрыть выжигателем.


Основы выжигания по дереву


Поэтапно работа должна выглядеть следующим образом:
1. Шлифуем дощечку с двух сторон, используя для финальной обработки зерно 320 мкм (32-Н или P46).
2. Переводим простенький рисунок на заготовку.
3. Ставим прибор для выжигания на подставку (или кладем в горшок) и только после этого подключаем его к сети.
4. Разогретый паяльник аккуратно берем в руку. Пробуем нанести линию на тыльную часть заготовки. Если прижёг слишком сильный, уменьшаем уровень нагрева прибора.
5. После нескольких удачно нанесенных линий переворачиваем дощечку и пробуем обвести рисунок.
6. Когда работа закончена, ставим паяльник назад на подставку. Убираем его в коробку только после полного остывания.


Людям, которые держат выжигатель впервые, мы не рекомендуем сразу брать большие заготовки. Лучше взять маленькую дощечку размером примерно 10 на 10 см, и на ней попрактиковаться. Посмотрите, как меняется линия в зависимости от силы нажима, какой цвет получается, если увеличить нагрев. Попробуйте поводить выжигателем в разные стороны. В какой-то момент вы почувствуете, что стержень скользит по заготовке плавно и ровно. Это значит, вы нашли нужное положение, когда волокна дерева направлены вниз. Зафиксируйте это положение и выжигайте только так. Работа будет в разы приятнее и пойдет куда быстрее.


Все перечисленное – это основы основ. Теперь вы знаете, как выжигать по дереву, имея нулевой опыт в творчестве. Чем серьезнее будет становиться ваше увлечение пирографией, тем больше нового вам придется узнать. Так что будьте готовы развиваться, обучаться и, конечно, творить шедевры собственными руками.

Все о выжигании на фанере

Выжигание по дереву является отдельной категорией прикладного искусства, посредством которого можно создавать настоящие оригинальные шедевры. Это могут быть различные пейзажи, изображения животных и даже портреты. Монохромность красок ничуть не уменьшает красоту изделий. В этой статье мы разберемся во всех тонкостях выжигания на фанере.


Виды и толщина фанеры для выжигания

Важно тщательно подбирать подходящую фанеру для последующего выжигания. Необходимо выяснить тип древесины, из которой она изготовлена. В большинстве случаев в роли материала-исходника используется всего 2 распространенных типа древесины – хвойная и лиственная. Как правило, лиственные аналоги производятся из березы, а хвойные – из лиственницы или ели.


Из ценных древесных пород фанера тоже изготавливается, но в крайне редких случаях. Чаще всего для подобных манипуляций используется добротное красное дерево, венге или дуб. Такие продукты обходятся в разы дороже, а найти их в продаже бывает очень трудно.


Для процесса выжигания зачастую задействуют фанерные листы, которые сделаны из твердолиственных древесных пород. Это обусловлено тем, что структура подобных материалов идеально подходит для рассматриваемых творческих манипуляций. Хвойная фанера в настоящее время распространена широко, но, несмотря на это, в роли материала – основы для выжигания ее использовать не рекомендуется. Это обусловлено тем, что в таких бюджетных продуктах содержится много натуральных смол, которые под действием повышенных температур начинают проявляться на поверхности заготовки.


Фанера, сделанная из березы, указанными выше минусами не характеризуется. Подобный материал подойдет для использования в качестве хорошей заготовки. Однако надо учитывать то, что древесина березы отличается высокими прочностными характеристиками, что может усложнить процесс выжигания.

Идеальным решением являются фанерные листы, изготовленные из липовой древесины, характеризующейся мягкостью и податливостью. Работать с ней просто и удобно.


Выбирая подходящую фанеру, следует учитывать ее сорт.

Сорт E. Таким образом обозначается элитный тип листового материала, на поверхности которого практически нет естественных или полученных искусственно дефектов. Разрешенными являются только самые незначительные изменения в древесной структуре, не влияющие на общие характеристики материала. Сорт E идеально подойдет для выжигания.

Сорт 1. На подобных листах допустимо небольшое число трещинок и деформированных зон, но их длина не должна достигать более 20 мм. Преимущественно рассмотренные заготовки являются целыми и неповрежденными.


Подбирая фанеру для выжигания, также следует обращать внимание на параметры ее толщины. Если хочется сделать красивый и аккуратный портрет, рекомендуется задействовать листовой материал с толщиной 6 мм. Такие основания являются более подходящими, нежели листы 4 мм. Это обусловлено тем, что более тонкая фанера в процессе распиловки быстро подвергается деформации. При этом листы с толщиной в 6 мм являются более легковесными, нежели 10-миллиметровые варианты.


Что потребуется для работы?

Главным оборудованием в рассматриваемых творческих работах окажется специальный выжигательный прибор. В былые времена люди использовали небольшую пластиковую коробочку, во внутренней части которой находился паяльник с наконечником, напоминающим скрепку. Сегодня же выпускаются более серьезные и современные варианты таких приборов. Конечно, разрешается пользоваться и аппаратурой старого типа, но все же удобнее задействовать выжигатель с жестким пером.

Такого устройства хватит на долгое время, поскольку оно характеризуется более высоким уровнем прочности, часто комплектуется множеством дополнительных насадок.


Все современные аппараты для выжигания на деревянных листах разделяются на:

устройства с проволочным пером;

приборы с жестким пером.



Принцип работы указанных приборов является одинаковым. Они могут комплектоваться различными видами наконечников:


Люди, которые профессионально занимаются выжиганием на дереве, зачастую имеют в своем арсенале специальные печати, легко оставляющие разнообразные узоры на заготовках. Подобные предметы заметно облегчают работу мастера.


Исходя из выбранного способа выжигания будут подбираться различные устройства и рабочие компоненты. Многие мастера предпочитают пользоваться специальным пиропринтером с нихромом или лазером. Посредством лазерной технологии удается создавать по-настоящему замысловатые и четко выделенные узорные композиции.

Нередко станки, подходящие для подобных творческих процедур, не требуют от мастера обладания художественных навыков, считывая нужное изображение с USB-носителя.


Если не хочется подготавливать все требуемые компоненты по отдельности, можно сразу купить укомплектованный набор для выжигания. Обычно подобные комплекты состоят из:

эскизов с узорами и изображениями;

специальных аппаратов для пирографии;

ластика и карандаша;


Подготовка

Рассмотрим, какие подготовительные процедуры будут необходимо перед выжиганием изображениях на древесных листах.

Сперва нужно произвести раскрой заготовок. Формат и размеры листов подбираются индивидуально. Часто мастера решают задействовать фанерные листы А3 или А4.

Перед выжиганием фанеру обязательно нужно правильно обработать. Ее следует тщательно отшлифовать. Особенно это касается случаев, когда используется материал не первого сорта. Посредством шлифовки можно избавиться от микроскопических трещин и торчащих ворсинок. Проводить подобные манипуляции следует круговыми движениями, чтобы не испортить фанеру. Обрабатывать основу можно специальными шлифовальными машинками.

После шлифовки материал аккуратно протирают влажной тряпочкой. Далее фанера обязательно должна высохнуть.

Если в этом есть необходимость, понадобится провести отбеливание листового материала. Чтобы отбелить фанеру, разные люди задействуют разные средства. Чаще всего мастера выбирают для осветления основания самую обыкновенную соду.


Что можно выжечь?

Фанера является прекрасной основой для нанесения разных изображений и узорных переплетений. На подобных заготовках могут быть реализованы как самые легкие, так и очень сложные идеи. К примеру, многие начинающие мастера выжигают на фанерных основаниях различные цветы и цветочные композиции.


На фанере очень красиво и эффектно смотрятся животные, изображенные посредством выжигания. Интересно и привлекательно выглядят картины, на которых изображена природа, детализированные пейзажи. На фанерном листе также можно выжечь простой или сложный орнамент.

Выбор подходящего рисунка во многом зависит от навыков мастера, а также от оборудования, которое он использует для выжигания.


Как перенести рисунок?

Перед стартом процедуры выжигания необходимо правильно перенести выбранный эскиз на фанерную основу. В основном изначально рисунок находится на бумаге. Прежде чем приступить к формированию аккуратного контура, его потребуется продублировать на заготовке.


Проще всего сделать это, используя обычную копировальную бумагу.

Прежде чем переносить изображение, верхней части листовой основы потребуется легкая обработка – следует удалить всю пыль и древесные крупицы.

Основание следует обезжирить посредством уайт-спирита, а после этого высушить.

Далее копировальную бумагу накладывают на фанеру и закрепляют с использованием скотча, чтобы она не перемещалась по ходу нанесения рисунка.


Как выжигать?

Выясним, как следует профессионально и аккуратно выжигать изображение на листовой фанерной основе.

  • Выбранным выжигателем потребуется наносить тонкие штришки, поскольку таким образом будет проще направлять перо в верном направлении. Жирные линии делать не надо.


  • На перо требуется делать нажимы с одним и тем же усилием.


  • Чем дольше перо используемого выжигателя будет удерживаться на одном месте, тем более затемненными и глубокими окажутся нанесенные линии и полоски.


  • Рекомендуется перемещать перо выжигателя строго по росту древесных волокон.


  • Прежде чем приступать к подобным творческим процедурам, рекомендуется сначала провести небольшой тест аппаратуры и собственных умений на дощечке, которая в дальнейшем не будет нужна. При этом целесообразно испытать различные варианты насадок, чтобы набить руку, а также иметь представление о том, как по всем правилам пользоваться имеющимися составляющими.


  • Выжигание необходимо начать с краевых зон перенесенного эскиза. Этот участок является наименее заметным и примечательным, поэтому ошибки здесь не станут бросаться в глаза.


  • По одному и тому же месту потребуется проводить аппаратом по несколько раз, делая тонкие и легкие штрихи. За счет этого удастся добиться оптимальной толщины контуров.


  • Под руку рекомендуется подложить компактную дощечку, чтобы случайно не смазать переведенное изображение, не пачкать доску-основу.


  • На первых этапах следует прожечь все основные линии контуров эскиза, чтобы после этого можно было увидеть и оценить полную основу будущей композиции.


Как только будет освоен урок по самостоятельному выведению точных и ровных линий, можно прибегнуть к экспериментам с тенями. Пользуясь этой интересной техникой, удастся сформировать эффектное объемное изображение. Чтобы правильно отобразить тени на рисунке, нужно будет воспользоваться насадками различных видов.


В процессе выжигания используемые насадки потребуется периодически очищать от оставшегося нагара.

Для этих целей можно воспользоваться особой шлифовальной колодкой или ремешком и оксидом алюминия.

Выжигание по дереву, достаточно древнее ремесло, которое развивалось совместно с такими видами обработки древесины, как резьба или морение. В настоящее время, этот вид декоративной работы по дереву можно отнести в разряд хобби. Причем благодаря совершенствованию техники, пирография доступна даже детям.

Выжигание по дереву

Что такое выжигание по дереву?

По большому счету, выжигание – это процесс нанесения различных рисунков на деревянную пластину, с использованием раскаленных инструментов. В современном мире, для этого процесса используются горелки или электроприборы. Такое хобби позволяет развивать воображение и мелкую моторику рук. Помимо этого, такое занятие оказывает успокаивающий эффект.

История возникновения

Окунувшись в историю, можно сделать вывод, что впервые люди занялись выжигание в 700 г до н. э. Конечно, наибольшее развитие данный вид искусства получил в странах, где не было проблем с древесиной, именно по этой причине русские народные мастера уже в 9 веке украшали свои изделия при помощи выжигания.

Сначала процесс происходил при помощи огня, после использовались раскаленные гвозди.

На средние века пришелся расцвет пирографии в Европе. Там, пирография по дереву стала полноправным видом искусства.

Старинный прибор для выжигания

Приборы для выжигания совершенствовались с течением времени. С XIX века начали применять спиртовые или газовые горелки, которые упрощали процесс. В XX веке был изобретен прибор, который по принципу работы был схож с паяльником. Первые образцы имели существенный недостаток — перегрев. Современный вид прибор приобрел в 1962 год. Его изобретателем стал 15 летний юноша.

Благодаря изобретению юноши, выжигание по дереву своими руками доступно даже школьникам.

Разновидности выжигания

Существует несколько способов выжигания. Во время термической обработки получаются плоские или объемные изображения. Виды выжигания по дереву условно можно разделить на несколько типов:

  • при помощи пирографа;
  • альтернативные.

Контурное выжигаие

При плоскостной пирографии изображение и фоновая часть располагаются в одной плоскости. При глубоком – изображение находится в уровне полотна, а фон создается при помощи ножевидных штифтов.

Преимуществом хобби считается и то, что процесс можно производить на любом виде древесины. Это могут быть как обработанные дощечки, подстаканники, так и выжигание на спилах дерева. Главное требование, чтобы дерево для выжигания было сухим.

Выжигание при помощи пирографа бывает:

Контурное выжигание подходит больше для новичков, поскольку это напоминает эскиз на бумаге, для выполнения которого не нужны особые умения. Такой стиль применяется и профессиональными мастерами для выполнения надписей или как штриховка в сложных картинах.

Силуэтное выжигание подразумевает под собой создание изображений при помощи полной их затушёвки. Проще говоря, при такой технике, желаемый рисунок или узор остается нетронутым, а выжигается фон вокруг него.

Силуэтное выжигание

Чаще всего, профессиональные мастера комбинируют эти две техники для создания сложных изображений, в которых появляются тени и штриховка. В такой технике мастер передает перспективу, не теряя при этом фон изображения. Чтобы хорошо работать в художественном выжигании, необходимо обладать навыками рисования карандашом. Ведь без умения делать рисунки в карандаше, вряд ли у вас получится делать качественные картины при помощи электроинструмента.

Помимо основных способов, есть и альтернативные методы нанесения рисунка на дерево. К ним относятся:

  • выжигание кислотой;
  • пиротипия;
  • выжигание при помощи электрического разряда;
  • лазером;
  • солнечным лучом;
  • трением.

Выжигание при помощи кислоты происходит за счет воздействия на дерево химических составов. На изделие наносится слой воска, либо парафина, рисунок прорисовывают прямо по защитному слою, а затем наносят кислоту.

Пиротипия представляет собой нанесение рисунка при помощи готового штампа. Четкость и яркость изображения регулируются при помощи степени нажатия.

Процесс создания рисунка с использованием электрического разряда имеет общие черты с выжигание при помощи кислоты. Только в данном случае контур рисунка наносится электролитами, а после по дощечке пропускается ток.

Искусство выжигания на дереве при помощи лазера позволяет создавать сложные и четкие узоры. Преимуществом данного метода, является то, что при помощи таких станков создается большой объем продукции. На многих станках, операторам даже не обязательно иметь художественные навыки, поскольку необходимый рисунок считывается с USB – носителя. Это позволяет создавать сложные работы.

Техника выжигания при помощи солнечного луча возможно только в ясную погоду. Для этого понадобится лупа и фанера. Это трудоемкий и долгий процесс, поскольку лупу необходимо держать так, чтобы луч солнца фокусировался на поверхности дерева. Применение такой техники станет неплохим творческим опытом, поскольку полученная картина будет уступать в качестве.

Материалы и инструменты

В продаже имеются готовые наборы, которые значительно упрощают занятие пирографией. Они с легкостью сделают это вашим любимым хобби, поскольку не потребуют от вас значительных затрат. Это отличная возможность набить руку, если вы задумали заниматься пирографией на профессиональном уровне.

Набор для выжигания по дереву

В продаже имеются уже готовые наборы, в состав которых входят необходимые материалы для выжигания.

В готовый набор входят следующие материалы:

  • готовые заготовки из древесины;
  • эскизы с изображениями;
  • прибор для пирографии;
  • наждачная бумага;
  • копировальная бумага;
  • воск;
  • палитра с красками;
  • ластик и карандаши;
  • набор кистей и ветошь.

В том случае, если вы хотите попробовать свои навыки во всем, начиная от подготовки дерева для нанесения рисунка, до финальной стадии, то от покупки готового набора лучше отказаться.

Для того, чтобы начать заниматься пирографией вам понадобится доска. Лучше всего использовать древесину мягких пород, без дефектов. Если вы хотите удивить кого-то подарком или сами украсить жилье не просто дощечкой с выжженной картиной, но и оригинально оформленной, то рисунок можно нанести на спил дерева. Только предварительно его надо подготовить к работе, устранить все неровности и дефекты при помощи шлифовки.

Для нанесения рисунка могут применяться любые подручные материалы. Например, карандаш или ручка.

Главным прибором, для создания рисунка не дереве является пирограф. Инструмент состоит из управляющего модуля и рукоятки, на которой располагается перо. В некоторых приборах эти части объединены, но у них есть существенный недостаток – слабая мощность.

  • с проволочным пером;
  • с твердым пером.

Это единственное различие в конструкции устройств, поскольку принцип работы у них идентичен. Современные приборы имеют насадки для выжигания по дереву, поэтому их можно сравнить с художественными инструментами. Насадки имеют различную толщину. У пирографа с твердым пером, насадки бывают не только разной толщины, но и форм.

  • игловые;
  • клиновидные;
  • конические.

У профессионалов своего дела, часто можно встретить и печати, которые оставляют уже готовые узоры на изделиях. Это упрощает работу мастера, или может стать его отличительной чертой, если он постоянно использует одну и ту же печать в работах.

Как выбрать прибор для выжигания по дереву?

Стоит обратить внимание на мощность прибора, отдавать предпочтение лучше пирографам с мощностью 20 Вт. Это позволит быстро наносить художественный узор на твердое покрытие.

Пирограф

Если вы на профессиональном уровне работаете в этом направлении, то стоит обращать внимание на перо. У пирографа с твердым пером есть некоторые особенности:

  • дешевизна;
  • долговечность;
  • проста использования;
  • перегревается;
  • длительное время нагрева.

У инструментов с проволочным пером следующие особенности:

  • высокая ценовая категория;
  • быстро нагревается и остывает;
  • необходимо часто менять насадки;
  • имеется функция регулировки накаливания.

Профессиональный пирограф

Необходимо обратить внимание и на комплектацию устройства. Наличие в комплекте сменных насадок и подставки станет приятным бонусом при покупке. Некоторые производители осуществляют продажу только пирографа, и все остальные комплектующие вам придется докупать самим. Эти мелочи хоть и не так важны, но говорят о внимании к деталям у производителя.

Идеи для выжигания

Если у вас нет идей, на чем вы хотите сделать первую работу, то для этого вам подойдет выжигание на спиле древесины. Это самодостаточная работа, которая отлично вписывается в интерьер и пользуется популярностью среди покупателей.

Выжигание позволит создать много эксклюзивных изделий или задекорировать уже готовые предметы.

Украшать можно предметы интерьера, например:

Картина пирографией на спиле
Разделочная доска с выженным узором
Шкатулка с выжиганием по дереву

Можно создавать декоративную кухонную утварь, такую как ложки, тарелки, хлебницы, а также разделочные дощечки Для тех, кто предпочитает стиль кантри в интерьере, это станет отличным дополнением.

Любой предмет, с таким видом художественно украшения станет настоящей изюминкой в интерьере. Тем более, что схемы изображений можно скачать из интернета, что упрощает задачу с поиском идей.

Выжигание для детей

Для детей такой опыт станет увлекательным занятием, который займет ребенка не на один час. Важно соблюдать правила безопасности, ведь раскаленное перо – это не самый безопасный прибор для ребенка.

Рекомендации, которые следует соблюдать при работе с древесиной:

  • дерево должно быть сухим;
  • после переноса рисунка на доску, следует наметить основные точки, и после соединять их линиями;
  • следует давать остывать сделанному штриху, перед нанесением нового.

Детский набор для выжигания

Чтобы выполненная работа была более привлекательной, готовое изделие рекомендуется покрывать воском.

В детских супермаркетах можно найти наборы для пирографии, которые подойдут для раннего возраста. Производители заранее позаботились о том, чтобы в комплектацию входили эскизы и схемы, которые позволят детям ознакомиться с технологией выжигания на дереве.

Правила выжигания по дереву

Хоть работа с пирографом и кажется простой, для нее необходимы некоторые навыки и умения. Лучше всего сделать несколько пробных тестовых рисунков, чтобы научиться правильно обращаться с прибором, и почувствовать его. Чтобы готовая работа получилась качественной, требуется тщательно подготовить древесины.

Процесс выжигания по дереву

Этапы работы при выжигании пошагово для начинающих:

  • подготовка деревянной заготовки;
  • шлифовка доски при помощи наждачной бумаги;
  • удаление излишков пыли и стружки;
  • перенос рисунка на заготовку при помощи копировальной бумаги;
  • выжигание изображения;
  • шлифовка дощечки и покрытие воском.

Если вы хотите сделать картину цветной, то можно расписать получившийся результат при помощи красок. В том случае, если вас устраивает и такой узор, готовую работу можно покрыть лаком или воском.

Довольно часто задают вопрос начинающие про достоинства и недостатки различных приборов для выжигания. Существует два основных типа – у одного из них, покера, толстый наконечник из тугоплавкого металла, у другого прибора – игла из тонкой проволоки. Единственным достоинством покера можно считать его дешевизну, но работать им крайне неудобно. Представьте, что вы пытаетесь рисовать, держа карандаш за дальний от заточенного грифеля конец. Именно так выглядит работа с покером, который сильно нагревается возле наконечника, а его температура не поддается регулировке.

Приборы для выжигания

Даже если вы только начинаете заниматься выжиганием по дереву, купите себе не покер, а прибор со сменными перьями. Поверьте, что удобства окупят лишние затраты на него.

Покер

Этот недорогой прибор можно использовать только для выжигания простых узоров, не требующих тонких линий и светотени. Покер выжигает на дереве четкие, резкие линии, но не позволяет передавать оттенки тона или мелкие детали.

покер для выжигания по дереву

У покера имеется набор сменных наконечников, включая иглы для выжигания линий, широкие плоские наконечники для выжигания фона и несколько фигурных насадок.

Перьевой прибор

перьевой выжигатель по дереву

Им пользуются все профессиональ­ные пирографы. Именно тонким пером сделаны все узоры, которые вы видите в этой книге. Конечно, перье­вой прибор стоит дороже покера, однако затраты будут вполне оправ­даны. Перо сделано из упругой про­волоки и позволяет создавать тонкие переходы света и тени. Температуру пера можно регулировать, а само оно чутко реагирует на движение руки, что позволяет выполнять самые тонкие детали. Форма пера бывает разной, но я предпочитаю перо в форме ложечки: оно универсально и подходит для любой работы.

Материалы

заготовки для выжигания


Качество работы во многом будет зависеть от качества выбранной вами древесины, которая должна соответствовать выбранному вами рисунку.

При этом следует помнить о том, что не бывает абсолютно одинаковых кусков даже одной и той же породы дерева. Вот лишь некоторые общие советы:



Оборудование


Если не считать самого прибора для выжигания, все остальное оборудование очень дешево. В ходе работы вы сами сможете определить необходимый набор приспособлений.

  • Карандаш. Служит для нанесения на заготовку выбранного узора. Для светлой древесины лучше всего подходит карандаш НВ, а для темной древесины и кожи более мягкий — 2В.
  • Точилка для карандашей. Карандаш всегда должен быть хорошо заточен, иначе вам будет сложно перенести на поверхность тонкий узор или мелкие детали.
  • Ластик. Ластик нужен для внесения поправок при первоначальной разметке рисунка и для снятия карандашных пометок после выжигания. После ластика работа будет выглядеть лучше, к тому же могут обнаружить участки, которые вы забыли выжечь.
  • Цветные карандаши. Они нужны для создания телесных тонов и тонких оттенков возникающего при выжигании коричневого цвета. Они, кроме того, очень нужны на предварительном этапе работы – чтобы наметить приблизительное распределение цветов на своем рисунке.
  • Циркуль. Необходим для разметки таких рисунков, как круглый бордюр.
  • Линейка. Служит для разметки прямых линий, для измерений и наметки узоров.
  • Ручки. С помощью ручек с перьями различной толщины я делаю предварительные наброски.
  • Калька. Калька нужна для перенесения рисунка на поверхность древесины.
  • Копировальная бумага. С помощью копировальной бумаги также можно перенести рисунок на древесину. В этом случае поверх листа копировальной бумаги кладется лист бумаги с нанесенным на него рисунком, который затем обводится карандашом и переносится таким образом на древесину.
  • Наждачная бумага. Наждачная бумага используется для предварительной шлифовки поверхности. Чем глаже доска, тем лучше по ней работать. С ее помощью можно также удалять небольшие погрешности, допущенные в ходе выжигания. После окончания работы наждачной бумагой можно отшлифовать края изделия, чтобы удалить с них пятна от ваших пальцев.
  • Клейкая лента. Клейкая лента (скотч) нужна для того, чтобы прикреплять к поверхности древесины кальку или копировальную бумагу.
  • Корундовая бумага. Она нужна для подшкуривания маленьких участков рисунка: при этом сквозь обожженное место проглянет естественная фактура древесины, что обогатит тональную гамму рисунка. Не пользуйтесь ею при предварительной шлифовке древесины, поскольку она оставляет шероховатые следы. Покупайте самую тонкую корундовую бумагу.
  • Ножницы. Они нужны, чтобы разрезать корундовую бумагу на мелкие кусочки, которыми удобней работать.
  • Проволока. Из нее вырезают сменные перья. Если вы не хотите этим заниматься, купите готовый набор в магазине.
  • Отвертка. Нужна для регулировки прибора для выжигания и замены в нем перьев.
  • Универсальный нож.Этот инструмент пригодится вам для самых разных нужд, начиная от прикрепления брелоков к кольцу и заканчивая выскабливанием тыкв.

Здоровье и безопасность

Держите перо прибора подальше от глаз – и от своих, и от чужих. Горячего пера лучше не касаться рукой, но если это случайно произойдет, не страшно, – боли и вреда будет
не больше, чем от ожога крапивой. Держите перо как можно ближе к нагреваемому концу, но при этом старайтесь не притрагиваться к металлическим деталям. Надолго включенное перо сильно нагревается, и от него поднимается горячий воздух. Некоторые модели снабжены удобными защитными кожухами. Если вы выжигаете по плавнику или коже, которые при этом выделяют токсичные пары, наденьте на лицо маску и работайте только в хорошо проветриваемом помещении.

Техника выжигания

Мне часто приходится вести занятия с начинающими, и должен сказать, что они редко бывают разочарованными в результатах своей работы. Это говорит о том, что основными техническими приемами пирографии овладеть совсем не сложно. Гораздо труднее добиться полной свободы в обращении с прибором для выжигания. Это действительно требует времени и определенного опыта.

Всегда лучше начинать с мелких предметов и постепенно переходить к более крупным. Так вы скорее освоитесь со своим оборудованием и научитесь правильно пользоваться им. Я начинал с ложек и лопаточек, выжигая на них простые линейные узоры, не требующие светотени, но при этом старался придать своему рисунку фактуру и объем за счет разнообразной штриховки. Можно начать также с брелоков, рюмок для яиц или других мелких предметов.

В специализированных магазинах можно купить фанерные шаблоны, вырезанные в форме зверей или бабочек. Они не дороги и уже имеют заданные очертания; вам остается лишь заполнить их, не слишком опасаясь допустить ошибку. Даже если вы испортили вещь, выбросить в корзину фанерную бабочку не так жалко, как, например, часы в деревянном корпусе. Кроме того, работа над мелкими предметами научит вас обращению с различными по размеру перьями.

Как правильно держать перо

как держать перо выжигателя

Существует несколько простых правил обращения с ним:

•Держите перо так, как вы держите карандаш или шариковую ручку. Оно должно удобно лежать в руке, а ваши пальцы должны находиться как можно ближе к кончику пера.

•Для работы с большинством типов древесины температурный режим устанавливается чуть ниже того уровня, при котором кончик пера, или катушки, если вы пользуетесь покером, раскаляется докрасна. Некоторые виды древесины требуют более высокой температуры, для других материалов, включая тыквы и кожу, достаточно меньшего нагрева. Если перо раскалить слишком сильно, вокруг проведенных вами линий образуется оранжевая кромка – окалина. Чаще всего это случается тогда, когда неопытному мастеру не терпится как можно скорее завершить свою работу. Включать прибор на полную мощность приходится очень редко.

•Рисуйте пером так же, как вы рисуете карандашом, только немного медленнее. Не нужно сильно прижимать перо к поверхности древесины – при этом также образуется окалина. Легко приложите перо к древесине и медленно, плавно ведите его. Если сильно прижимать перо, образуется выжженная борозда. Стремитесь к тому, чтобы ваши линии были чистыми, ровными и одинаковыми по цвету.

Отделка

Иногда мастера спорят – следует ли отделывать готовую работу.

Я считаю, что не отделанной работу обязательно нужно сохранять только в тех случаях, когда в нее предполагается внести поправки или изменения. Конечно, решать, отделывать или нет готовую вещь, надо самому мастеру. Но нужно принять во внимание, что выжженный рисунок, как и акварель, постепенно тускнеет под воздействием солнечного света. Кроме того, не обработанная древесина со временем темнеет, и выжженный на ней рисунок становится менее заметным. Таким образом, если вы хотите защитить свой рисунок от времени и солнечного света, его лучше покрыть слоем отделочного материала. Любой мастер свободен в выборе отделки, поэтому я могу поделиться с вами лишь самыми общими соображениями на этот счет.

  • Отделывать можно только очень гладкую и отшлифованную поверхность, но ее нельзя шлифовать после того, как на нее уже нанесен рисунок, потому что при этом могут быть утрачены некоторые его детали.
  • Нанесенный отделочный материал иногда может погубить негативный силуэт. Для того чтобы проверить, как влияет на цвет древесины тот или иной отделочный материал, нанесите его сначала на тот участок изделия, который не будет бросаться в глаза.
  • Лак – один из самых популярных отделочных материалов, однако он может сделать неразличимыми мелкие детали. Как правило, я покрываю лаком только те изделия, которые будут выставлены на открытом воздухе, например таблички на входных дверях. В этом случае я пользуюсь корабельным лаком. Прозрачным лаком лучше покрывать изделия, которые часто берут в руки, например коробки для карандашей.
  • Можно покрыть готовое изделие мебельной мастикой, но она может оставлять полосы на поверхности древесины. Покрывать изделие можно только прозрачной, а не цветной мастикой, которая будет отвлекать внимание от рисунка или узора.
  • Самым подходящим отделочным материалом можно считать олифу. Она хорошо выявляет фактуру волокна древесины и не оставляет на ее поверхности полос и пятен. Олифа продается в любом хозяйственном магазине, ее можно наносить кистью или легко втирать в древесину.
  • Если вы решили покрыть свое изделие отделочным материалом, посоветуйтесь с токарями-краснодеревщиками. Они хорошо разбираются в подобных вещах.

покрытие блюда олифой

Помните, что на выточенное на токарном станке изделие нанести ровный слой отделочного материала вручную довольно сложно.

Читайте также: