Цепи питания поделка

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 18.09.2024

Термины: пищевая цепь, пищевая сеть.

Ход урока

I. Актуализация знаний.

  • На какие группы делят животных в зависимости от питания?
  • Каких животных называют растительноядными, хищными, насекомоядными, всеядными.

2. “Мозговой штурм”

Учащиеся в быстром темпе по очереди называют различных животных, обитателей местных лесов, педагог записывает их названия на доске или ватмане. Например: соболь, сова, уж, олень, медведь, лиса, волк, еж, заяц, белка, барсук, мышь, рысь…….

3. “Работа в малых группах”

Учащиеся класса делятся на группы по 4 человека: группа “травоядные”, группа “хищники”, группа “насекомоядные”, группа “всеядные”. (Группам выдают по листу ватмана и разные маркеры) Каждая группа детей выбирает то или иное название из предложенного списка и записывает их в соответствующую группу “травоядных”, “хищников”, “насекомоядных”, “всеядных”. Затем группы обмениваются своими списками, проверяют их, они имеют право зачеркнуть что-то из списка или добавить в него. Если насекомоядных или травоядных в списке не окажется, то ученики могут дописать их сами. Списки передают до тех пор, пока они не вернутся к прежнему владельцу.

“травоядные”: заяц, лось, мышь …

“хищники”: рысь, волк, лиса…

“насекомоядные”: ёж, синица, …

“всеядные”: медведь, ворона, сорока …

Вопрос к детям: существуют ли связи между этими группами?

Ответ: Да. Одни животные поедают других.

II. Изучение нового материала.

1. Слово учителя.

В природе животные питаются растениями или другими животными, поэтому говорят, что все живые существа связаны между собой в цепи питания.

Возьмём, например, зайца.

- Чем питается заяц?

- Корой деревьев (осины, берёзы, ивы) или травой.

- Зайца может поймать и съесть волк. Получается цепь питания.

На первое место пищевой цепочки мы поставим растения. Растения поедают травоядные животные, а ими питаются хищные животные. Растение – травоядное животное – хищное животное. (Записать на доске)

Вопрос к детям: Какую можно составить цепь питания по нашему примеру?

Осина – заяц – волк (учитель прикрепляет трафареты животных и растений на доске, ученики пишут в тетрадях). (Рис 1)


Вывод: Получается, что эти животные и дерево связаны между собой.

Возьмем другой пример – мышь.

Вопрос к классу: Чем питаются мыши?

- Мыши питаются зерном.

- А кто питается мышами?

- Мышами питаются лисы.

- Какая получается цепь питания?

Спросить учеников, прикрепить трафареты, записать на доске и в тетради: зерно – мышь – лиса. (Рис 2)


Третью цепь питания предложить учащимся составить самостоятельно. Спросить несколько учеников.

Вопрос к классу. Мы составили несколько пищевых цепей. С чего начинается каждая из них?

Ответы учеников: – c растений – 1-е звено; 2-е звено – растительноядные животные; 3-е звено – хищные животные.

Итак, что такое пищевая цепь? Спросить, как ее поняли ученики. Обобщить ответы.

- Пищевая цепь – взаимосвязи между организмами, каждый из которых питается другим и, в свою очередь служит пищей третьему.

Цепи питания в природе не так просты как в нашем примере. Зайца могут поедать другие хищники.

Мышь может стать добычей лисы, рыси, совы. Многие травоядные животные служат пищей разным видам хищников. Поэтому цепи питания разветвлены, они могут переплетаться между собой, образуя сложную сеть питания. (На доске прикрепить трафареты растений и животных таким образом, чтобы получилась сеть питания.) (Рис 3)


- Как вы можете сказать, что такое сеть питания?

Проблемная ситуация. Ребята, а что произойдет, если в лесу исчезнут все деревья, которыми питается заяц? ( На доске убрать трафарет дерева.)

- Зайцу нечего будет есть.

- А если не будет зайцев (убрать трафарет зайца), то не будет пищи и лисе, волку (убрать трафареты).

- Что произойдет с пищевой цепочкой?

- Какой вывод можно сделать?

- Если разрушить одно звено в цепи, то разрушиться вся цепочка.

III. Закрепление.

Ролевая игра “Сети питания”. [1]

Ученики выходят к доске. Каждому участнику выдают карточку с изображением растения или животного. Дети становятся в круг, и каждый ученик-“растение” получает в руки клубок ниток. Задача остальных участников получить в руки клубок ниток от того “организма”, которым он питается, причём не обязательно от одного. Чем больше нитей будет у играющего, тем лучше. Клубки передаются от “растений” к “растительноядным животным”, от них – к “хищникам” или “всеядным”. В результате многочисленных передач в круге образуются переплетения – “сеть питания”, построенная на основе многочисленных цепей питания. Причём в руках ученика-“животного” могут быть нити от разных “растений” и “растительноядных животных”. Учащиеся делают вывод о многочисленных связях природы между организмами.

После этого учитель объявляет, что какие-то деревья вырубили, другие растения погибли в результате неправильного обращения. Ребята, исполняющие роль этих растений, выпускают из рук нити. Связи начинают нарушаться и ослабевать. Растительноядным животным нечем питаться. Участники, исполняющие роль растительноядных, тянут нить и, если конец её окажется в руке, это значит, что животное погибло, ученик выходит из игры. Так как “животное” может питаться различными растениями, то у участника-“животного” могут быть ещё нити. До тех пор, пока конец нити находится в руках “растений”, вся цепочка сохраняется. После “гибели” последнего растения вся сеть разрушается, и участники выходят из игры, постепенно погибают все “животные”.

В результате игры учащиеся делают вывод о значении растений для жизни живых организмов, отмечают, чем отличаются цепь и сеть питания.

IV. Итог занятия. Обобщение по теме.

Животные и растения связаны в цепи питания. В основе цепи питания – растения, а на вершине – хищные животные. В природе цепи питания переплетаются между собой, образуя сеть питания.

Уже в период дошкольного возраста у детей формируются основы экологического воспитания, формируется экологическое мышление, осознание экологической культуры, основы правильного, бережного отношения к природе и гуманного отношения к окружающему. Как известно, самым эффективным методом воспитания дошкольников является игра. В экологическом образовании дидактические игры помогают детям уточнять, закреплять, расширять и систематизировать имеющиеся у детей знания о природе, а также дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков. Во время игр экологической направленности дети знакомятся со свойствами, качествами и состоянием различных объектов природы. Такие игры способствуют развитию познавательного интереса к окружающему миру, развивают наблюдательность, поддерживают интерес к исследовательской деятельности. Дидактические игры наиболее эффективное средство, которое способствует успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Изготовление дидактической игры из морских камушков

Изготовление дидактической игры из морских камушков Игровая деятельность имеет неоспоримое преимущество перед любой другой. В игре ребёнок добровольно и с удовольствием подчинятся предусмотренным.

Задание по окружающему миру для 4 класса 3. Расскажите по этому рисунку об экологических связях в тундре. Изготовьте модель цепи питания, характерной для тундры.


Образец изготовления модели

Животный мир тундры отличается большим разнообразием, чем животный мир арктических пустынь. Здесь кочуют стада северных оленей, бегают пронырливые лемминги, подстерегает их полярный песец. В тундре много перелетных птиц, которым всегда хватает еды в многочисленных болотах.

В тундре появляются комары, которые также откладывают личинки в воду, а личинки комаров играют роль разрушителей, уничтожая различные органические останки.

В тундре мы находим уже пример полной цепи питания, от производителей до разрушителей.

Вот пример такой цепочки:

Полярная ива - лемминг- песец-органические останки- личинки комара.

А вот как это можно изобразить графически:


Глядя на этот рисунок можно сразу отметить, что природный мир тундры довольно разнообразен. На ее болотах проводят лето сотни перелетных птиц, здесь водятся гуси, журавли, кулики и куропатки. Совы и кречеты охотятся на леммингов, лемминги поедают морошку и кустарники. Стада северных оленей выискивают вкусный ягель. Комары сосут кровь различных животных, а их личинки поедают органические останки в воде болот.

Составим обычную для тундры пищевую цепочку:

пищевая цепь тундры

Простейший круговорот веществ в природе происходит по следующей схеме:

Производители производят пищу, которую могут потреблять все остальные организмы-потребител­ и. То что остается, то что умирает, все достается разрушителям, которые из мертвой органики делают минеральные вещества, которые вновь могут потреблять производители - растения. И таким образом образуется вечный круговорот веществ. Этот круговорот не замкнутый и потому постоянно образуются новые вещества с помощью фотосинтеза, а часть веществ переходит в энергию.

Составить модель такого круговорота можно на большом листе ватмана в виде рисунка, в котором отразить указанные связи:


Чтобы выполнить это интересное задание и сделать не только для учителя, а и для себя игрушку-ветряное колесо лучше действовать по этой схеме сборки


и получиться вот такое ветряное колесо


а самую простую модель парашюта из обычного бумажного листа можно выполнить по такой схеме, обещают что если привязать грузил и скинуть такой парашют с высоты человеческого роста, то будет летать. Грузиком можно взять пуговку подходящей формы.


А вот моделей планеров очень много, вот например простейший, его даже девочки в школе делали


а эта модель планера уже сложнее в запуске и в изготовлении, просто для настоящих мужчин


Конечно, хорошо бы использовать кактус для декорации макета пустыни, вот только растут эти растения только в Америке, а следовательно большинство пустынь благополучно обойдутся без кактуса.

Поэтому чтобы приготовить макет пустыни следует взять верхнюю часть коробки например из-под обуви, засыпать ее песком или желтой бумагой, положить несколько крупных камней, которые будут изображать скалы, и воткнуть пару чахлых веточек - саксаулы или верблюжьи колючки.

Можно конечно сделать макет оазиса - это тоже кусочек пустыни, но тогда потребуется глубокое блюдце с водой, закопанное в песок - озеро, и вокруг него несколько пальм.

Ну а далее можно использовать маленькие игрушки, например из киндер-сюрпризов, вырезать картинки верблюда или змею и макет готов.


А нарисовать пустыню еще проще:


макет дома славян или славянского поселка

Для того, чтобы изготовить самый лучший макет дома славян или славянского поселка, нужно взять за образец картинку из учебника по окружающему миру.

Думаю, что это будет верным и правильным вариантом для работы.

На этой картинке мы видим, что славянский поселок окружал забор, называемый частоколом. Он служил преградой для врагов.

Начиная делать славянский поселок или славянский дом нужно приготовить основу.

Например взять зеленый картонный лист, который будет обозначать траву.

Для того чтобы сделать частокол - забор нужно взять пластилин, если вы весь поселок будете делать из пластилина либо зубочистки или обычные спички.

Еще можно для этого использовать прутики, которые будут дровами, из которых будет строится бревенчатая изба славян и частокол.


Когда вы поставили забор вокруг поселка можно делать дома славянам.

Вот какой красивый домик для славян

домик для древних славян

Как видно можно взять короткие веточки и сложить их в виде домика склеивая их между собой пластилином.

Вероника Иванцевич

Вероника Иванцевич

Вероника Иванцевич запись закреплена
"СУНДУЧОК" для воспитателей и педагогов

🐭

Подборка материала на тему:
"ПИЩЕВЫЕ ЦЕПОЧКИ"
для детей дошкольного возраста

Составляем цепь питания № 3

Задание направлено на формирование компетенций в области естественных наук. Выполняя задание, ребенок будет учиться устанавливать логические связи, анализировать, создавать иллюстрированные схемы. Ребенку предлагается заполнить каждый из четырёх кружочков рисунками растений или животных так, чтобы получилась правильная цепь питания. Задание будет способствовать расширению знаний о разнообразии животных в природе по типам питания (травоядные, хищные).

Читайте также: