Цель создания поделок

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Родители относятся к детским поделкам с особым трепетом. Взрослых умиляют вылепленные из пластилина загадочные создания, они долгие годы хранят старательно склеенные из бумаги цветы, и всегда улыбаются при взгляде на украшенную ракушками или желудями рамочку для фото. А сколько радости приносит родителям первый подарок, сделанный ребенком своими руками!

К счастью, дети занимаются творчеством с огромным удовольствием. Им нравится собственноручно создавать маленькие шедевры, которые они гордо демонстрируют и дарят родителям. Но самое главное – творческий процесс не только приносит положительные эмоции детям и взрослым, но и играет важную роль в развитии ребенка, способствует гармоничному формированию его личности.

Развитие через творчество

Создавая своими руками поделки, дети развивают:

  1. Фантазию, воображение и пространственное мышление. Они учатся замечать необычные свойства знакомых предметов, получают важные навыки, которые впоследствии помогут им находить нестандартные пути решения проблем.
  2. Эмоциональную сферу. Во время создания поделки ребенок переживает всю гамму эмоций – это может быть удовольствие, восхищение, разочарование – и учится справляться со своими чувствами. На развитие эмоций оказывает влияние и участие в конкурсе детских поделок – ребенок стремится к победе и получает ценные навыки реагирования на выигрыш или проигрыш.
  3. Художественный вкус. Любой вид детского творчества – поделки, рисунки, раскрашивание, создание украшений – помогает получить представление о том, что такое красиво или некрасиво, гармонично или негармонично. Ребенок учится выражать себя в творчестве и анализировать предметы с художественной стороны.
  4. Коммуникативные навыки. Максимальную пользу приносит совместное творчество, в котором дети участвуют наравне с родителями и постоянно обсуждают процесс создания поделки. В этом случае активно развивается детская речь, растет их словарный запас, совершенствуются навыки взаимодействия с окружающими.

Кроме того, поделки – это первый шаг к созидательному труду. При изготовлении поделок дети понимают, что могут создавать что-либо собственными руками, привыкают к продуктивной занятости. Со временем они спокойнее реагируют на необходимость выполнять школьные задания и легче воспринимают домашние обязанности.


Поделки разные нужны, поделки разные важны

Сделать маленький шедевр можно практически из всего: бумаги, пластилина или глины, природных материалов (шишек, ракушек, каштанов), декоративных элементов (бусин или пуговиц). При выборе подходящего вида творчества, необходимо ориентироваться на возраст ребенка и его предпочтения.

В возрасте от 6 лет ребенок способен самостоятельно выполнить даже непростую работу. В детских поделках из пластилина обычно уже угадывается задуманный персонаж, а аппликации становятся ровными, аккуратными и гармоничными. Младшие школьники любят строить замки из песка или снега, активно используют необычные материалы для аппликаций или конструирования.

У детей школьного возраста поделки становятся более разнообразными и технически сложными. Ребенок уже может сплести украшение из лент или ниток, связать, вышить, выжечь…и это далеко не полный список их творческих навыков. Фото детских поделок, выполненных учениками своими руками, украшают стены классных комнат, их с удовольствием публикуют на сайтах, посвященных творческому развитию, отправляют на конкурсы.

Задача родителей – на любом этапе развития ребенка знакомить его с различными материалами и способами создания поделок. У детей должна быть возможность делать то, что им нравится – в этом случае процесс творчества будет доставлять удовольствие и способствовать гармоничному развитию.

Методика по изготовлению с детьми дошкольного возраста игрушек из природного материала ставит целью сформировать у детей интерес к этому виду труда, способствовать выработке навыков работы с различными материалами и умением пользоваться простейшими инструментами, использовать этот вид труда для гармонического развития личности ребенка.

Оценить 2380 0

ОКОУ «Школа интернат для детей-сирот и детей,

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ИГРУШЕК

ИЗ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА

Рыжикова Валентина Викторовна

Методика по изготовлению с детьми дошкольного возраста игрушек из природного материала ставит целью сформировать у детей интерес к этому виду труда, способствовать выработке навыков работы с различными материалами и умением пользоваться простейшими инструментами, использовать этот вид труда для гармонического развития личности ребенка.

Формирование интереса и любви к труду – одна из основных задач воспитания детей. В различных видах труда детей дошкольного возраста (хозяйственно-бытовой, ручной, труд в природе) содержатся истоки раннего выявления способностей, дарований личности, правильного выбора в дальнейшем профессии. Работа с природным материалом таит в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.

С прогулки дети часто приносят желуди, шишки, ветки; с экскурсии к водоему – красивые камушки, ракушки. Дети подолгу рассматривают собранный материал, перебирают, ощупывают, обследуют его. Это способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала.

Встреча с природой расширяют представления детей, совершенствуют их умения внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из природного материала.

Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, и если вначале неточным движением руки ребенок мог повредить игрушку, то впоследствии, в процессе систематического труда, детская рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе.

Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий.

Большое влияние оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления. Способствует развитию у детей внимания – повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание.

Поделки из природного материала в большой мере удовлетворяют любознательность детей.

Работу следует начинать с легких конструкций, и по мере овладения детьми навыками ручного труда переходить к более сложным поделкам.

Вначале важно заинтересовать детей процессом создания, вселить в них уверенность, что они могут сделать задуманные игрушки, учить работать с природным материалом. В ходе занятий воспитатель решает и другие задачи, например: расширение кругозора детей, знакомство их с разновидностями растительного материала, формирование любви к природе, родному краю, умения договариваться друг с другом во время работы, оказывать друг другу помощь.

Для создания поделок на начальном этапе дети используют только растительный материал. Рекомендуются несложные игрушки: стрекоза, уж, бабочка, козлик, котенок, птицы, ослик, олень. Для соединения деталей игрушек из растительного материала используется пластилин, как наиболее доступный материал для скрепления. Если детали соединяются с помощью веток, например голова ослика (желудь) с туловищем (другой желудь), делают отверстие шилом (все действия с шилом производит воспитатель). После овладения навыков изготовления простых игрушек из растительного материала, детям можно предлагать более сложные поделки: вертолет, павлин, собачка, лошадка, плот. Кроме растительного материала используют ракушки, удивительно красивый, разнообразный по форме материал. Ознакомлению детей с материалом, с его названиями, рассказать об образе жизни животных, покинувших своеобразные свои жилища, на последующих – делать игрушки.

В процессе работы с ракушками необходимо у детей формировать практические навыки соединения частей, умение подобрать материал нужной величины, формы и цвета. Одновременно решаются задачи развития художественного вкуса, умения видеть красоту природы.

Методика работы по изготовлению поделок из природного материала основывается на своеобразии материала, умению работать с природным материалом.

Методика проведения занятий с природным материалом такова:

Вступительная беседа воспитателя о материале, с которым предстоит работать. Рассказ должен сопровождаться показом данного материала: детям можно разрешить потрогать, ощупать поверхность, обследовать форму, обратить внимание на цвет.

Анализ образца и показ приемов создания игрушки. Здесь желательно использовать возможности детей анализировать образец, побуждать их к высказыванию. Воспитатель корректирует ответы детей, направляя их внимание на выделение особенностей работы с данным материалом.

Изготовление детьми игрушек. Контроль за работой детей, соблюдение правил техники безопасности, оказание помощи затрудняющимся детям, использование различных приемов, побуждать детей к самостоятельному решению, способствовать дружескому взаимопониманию между детьми в ходе выполнения заданий.

Анализ готовой инструкции.

Уборка готовых мест.

Методика организации работы детей дошкольного возраста с природным материалом основывается на принципах дидактики: от простого к сложному. При этом важное значение приобретает принцип повторяемости действий (при выполнении новых поделок, воспитатель опирается на уже усвоенные знания).

Стимулом для проявления детьми творчества при изготовлении игрушек из природного материала является поощрение, одобрение успехов детей. Большое воздействие на детей оказывают готовые детские работы. Они способствуют формированию интереса детей к этому труду, стимулируют их к проявлению инициативы в совершенствовании навыков работы с природным материалом. С этой целью в группе проводятся выставки детских работ.

Для полноценного развития трудовой направленности ребенка следует рано знакомить с трудом взрослых, воспитывать у него уважение, интерес к труду взрослых, желание что-то сделать. Воспитатель организует работу над игрушкой с учетом указанных принципов, при этом следит, чтобы дети были обеспечены всем необходимым.

Работа над изготовлением игрушек будет выполняться умение, если дети будут иметь возможность заниматься и в других видах деятельности. Природный материал можно использовать и на занятиях по лепке: различные семена, скорлупки орехов, мох и т.д. любят делать аппликации из семян тыквы, с удовольствием выкладывают мозаичные узоры из семян, покрашенных тушью в разные цвета. Такие занятия способствуют развитию мелких мышц кистей. Для изготовления поделок из природного материала используется кора высохших или срубленных деревьев.

Изготовлению игрушек предшествует большая подготовительная работа. Это экскурсии в природу, целевые прогулки, где важно учить детей пристальнее вглядываться в неповторимую красоту природы. Каждая экскурсия – встреча с природой. Дети ее не сразу видят. Задача воспитателя продолжить учить видеть эту красоту, видеть природу, любить ее и беречь. В беседе по проведенной экскурсии воспитатель уточняет впечатления об увиденном, приобретенные новые знания. Теперь можно перейти к изготовлению игрушек из природного материала. Чтобы сделать игрушку, ребенка учат делать тщательный осмотр образца. Правильный анализ структуры изготовления игрушек является особенно важным звеном в работе, ребенок учится мысленно планировать предстоящую работу по аналогии с образцом.

Большое воспитательно-образное значение при изготовление поделок из природного материала имеет работа детей по замыслу. Такие занятия способствуют формированию у ребят умения самостоятельно планировать деятельность. Многие поделки выполняются из одного вида материала и одинаковыми способами. Воспитатель помогает им выделить эти приемы, способы работы, учит их обобщать и переносить на изготовление новых поделок. Здесь очень важно опираться на ранее приобретенные знания. Цель таких способов работы – развивать интерес, умение мастерить, творческие способности.

При создании игрушек воспитатель учит детей комбинировать природный материал. Организуя работу с природным материалом, очень важно использовать художественную литературу.

Дошкольники отличаются большой восприимчивостью и впечатлительностью, произведения художественной литературы являются неиссякаемым источником знаний, вдохновения, мудрости, воздействуют на ум и чувства ребенка, обогащая их, развивают художественный вкус, способствуют развитию эмоциональной сферы.

Что касается лепки, то возможности ребенка на этом этапе весьма ограничены (1-я мл. группа). Как же осуществляется знакомство детей мл. гр. с лепкой? Прежде всего надо определить набор игрушек. Это могут быть матрешки, деревянные игрушки, некоторые глиняные изделия из каргопольских мастеров.

Знакомство проходит в виде игр, предлагается построить для них домик, лесенку, мостик. Малышам нравится яркие матрешки и гладкие точеные игрушки. Они с удовольствием с ними играют. Одновременно они их сравнивают по размеру, выделяют основные крупные части и мелкие детали, узнают и называют форму. Знакомя детей с игрушками, воспитатель каждый раз ставит перед ними новые задачи. Младших детей можно привлекать к данному виду деятельности (украшению) делаются на вылепленных печеньях. Дети занимаются с удовольствием, понимая, что их игрушки станут еще красивее. Стремление малыша к украшению воспитатель должен поддерживать, внося соответствующие предложения при каждом удобном случае.

Обычно для лепки используют глину и пластилин. Глина, как правило, продукт разрушения горных пород. Добытая в разных местах, она имеет свой цвет: желтовато-коричневый, красноватый, серовато-белый, зеленовато-голубой, бурый. Глина должна быть пластичной. Глина должна быть основным материалом для обучения детей лепке, т.к. она пластична, однотонна, красива как материал, экологически чиста.

Процесс изготовления игрушки можно разделить на два этапа: лепку изделия и его роспись. Благодаря росписи изделие из глины оживает, становится выразительным.

Изготовление игрушек всегда несет на себе отпечаток условности в передаче формы, цвета, в выполнении элементов узора, что в свою очередь сказывается на умственной деятельности детей.

Большую сложность для ребенка представляет украшение формы декоративными элементами.

Не менее сложным является умение рационально планировать свою работу. Для этого ребенку необходимо представить весь объем работы в целом, твердо знать, что он хочет изобразить, выделить отдельные этапы создания игрушки. Сначала – распределить глину для лепки основных форм, в зависимости от количества частей, обдумать способ лепки. Планирование может осуществляться если детей обучали в мл. гр.

Народная игрушка разнообразна по стилю исполнения. Умение лепить игрушки в разных стилях возможно лишь при полном понимании ребенком различия в изображении формы и декоративных украшений. Для этого надо чаще знакомить детей с игрушками разных промыслов, с их особенностями.

Развитие детского творчества во многом зависит от умения работать с глиной. На занятиях дети получают определенную физическую нагрузку, которая имеет место во время подготовки материалов к занятию и в процессе работы с глиной. Перед работой глину нужно подготовить и привести в порядок после лепки. Особый интерес для детей представляет обжиг изделий, которые превращаются в керамику, изменяется цвет, изделия становятся звонкими, с ними можно играть.

Желание детей создать красивый предмет и украсить его во многом зависит от воспитателя.

Воспитатель должен внимательно рассмотреть работу ребенка и предложить рассказать другим детям, как ему удалось так красиво сделать игрушку. Все действия воспитателя должны быть направлены на то, чтобы научить детей делать свою работу как можно красивее, интереснее.

Воспитателю нужно знать народные промыслы, историю их возникновения, прежде всего, любить народное декоративно-прикладное искусство.

Особое внимание на всех занятиях я уделяю выработке у детей положительных эмоций. На занятиях применяю игровые приемы, обыгрывание. С затрудняющимися детьми провожу индивидуальную работу. Только с помощью воспитателя ребенок может увидеть в кусочке глины, и других природных материалах какой-то образ. И это открытие становится главным побудителем изобразительной деятельности. На своих занятиях использую минифланелеграф, что способствует более быстрому и прочному усвоению детьми цвета, формы, величины. Работа выполняется в игровой форме. В результате использования минифланелеграфа работы детей по лепке значительно интереснее: они отличаются своеобразием композиции, разнообразием. Дети научились ритмично располагать предметы и фигуры. Повысился интерес к занятиям. Кроме того, на своих занятиях использую нетрадиционные методы: работа с тестом, опилками, налепы из теста на картоне.

Ребятам очень нравится работать с семечками тыквы, арбуза, дыни, скорлупой грецких орехов, выкладывать летние композиции. Кораблики, божьих коровок и т.д.

Интересные поделки и узоры получаются из мака. Изготавливаем различные предметы. Вместе с детьми на картоне или фанере подготавливаю место для будущей композиции.

В ходе занятия даю оценку деятельности каждого ребенка. На работы ребят приходят посмотреть дети из других групп.

Зимой на прогулке, дети так же занимаются творчеством, лепят из снега различные фигурки, при этом каждый ребенок лепит тот образ, который он себе представил.

Всегда использую прием напоминания, обращения к прошлому опыту детей, с этой целью можно загадать загадку, вспомнить стих.

К праздникам дети делают подарки для взрослых, чтобы их поздравить. В конце занятия обычно провожу анализ выполненных детьми работ, при этом учитываю следующее: были ли дети самостоятельны, что нового внесли в изображение, доведен ли замысел до завершения и насколько он интересен. К анализу работ в средней группе можно привлекать и детей. Нужно добиться иного, чтобы ребенок объяснил, почему именно ему это нравится или не нравится. При этом нельзя упускать из виду основную задачу занятия. Очень важно обратить внимание детей на эстетическую выразительность работы. Из лучших работ организовываем выставку в уголке ИЗО, об этом детям сообщаю перед занятием.

Автор: Иванова Жанна Александровна

Организация: МАДОУ № 45

Населенный пункт: Томская область, г. Томск

Вид проекта : групповой, творческий, познавательный, среднесрочный.

Срок реализации : 09.01.2017– 31.03.2017 г.

Участники проекта: дети 4 - 5 лет, воспитатели, родители.

Обоснование проблемы: недостаточное владение техническими и конструктивными приёмами и навыками работы с бумагой и бросовым материалом.

Актуальность :

Реализация данного проекта позволит расширить у детей знания и умения по изготовлению игрушек своими руками из бросового материала, а также развить эстетические, художественные навыки.

Основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста это игра. И чем больше игрушек, тем веселее и интереснее играть, а особенно если эта игрушка сделана самим ребёнком или вместе со взрослым.

Игрушки - самоделки имеют большие педагогические возможности. Они развивают фантазию и творчество, конструктивное мышление и сообразительность, расширяют игровой опыт, дают знания об окружающем мире, обогащают словарь детей, формируют умение общаться друг с другом. Самодельная игрушка очень дорога ребёнку, что помогает ему развивать бережное отношение к окружающему миру.

На занятиях по конструированию и вне урочной деятельности мы и будем, учить детей, мастерить. Под детским конструированием принято подразумевать создание разных конструкций из строительного материала и конструктора, изготовление поделок из бумаги, картона, бросового и природного материала. Выделяют два типа конструирования:

1. Техническое – из строительного материала и конструктора.

2. Художественное – из бумаги, картона, бросового и природного материала. Из готовых форм – коробок, катушек, пробок, используя дополнительный материал – цветную бумагу, нитки, кусочки ткани, можно смастерить забавные игрушки.

Таким образом, наша проектная деятельность является актуальной, потому что процесс развития ребёнка направлен по творческому руслу – руслу созидания, самостоятельности, проявления гибкости и оригинальности мышления. Овладение различными техническими и конструктивными приёмами и навыками работы с бумагой и бросовым материалом является продуктивным видом деятельности, который создаёт эффективные условия для формирования у детей всех параметров технологической компетентности. А технологическая компетентность в свою очередь предполагает: умение планировать свою деятельность, организовать рабочее место, доводить начатое дело до конца и добиваться результатов, выбирать способы действий, принимать решение самостоятельно и быть инициативным.

Цель : н аучить мастерить игрушки из бросового материала и бумаги разными приёмами, используя способы конструирования и преобразования.

Задачи:

1. Формировать интерес детей к изготовлению игрушек из бросового материала и бумаги. Воспитывать желание доставлять себе и другим радость поделками, изготовленными своими руками.

2. Развивать творческое мышление, художественный вкус, воображение при создании образа, аккуратность и самостоятельность.

3. Использовать способы преобразования и конструирования (конус, цилиндр, коробочка, картонка - превращаются в игрушку).Дополнять предложенный вариант деталями, путём приклеивания и подрисовывания.

4. Формировать умение организовать рабочее место, планировать этапы своей деятельности, выбирать способы действий, доводить начатое дело до конца.

5. Психолого-педагогическая поддержка семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования в рамках проекта.

Предполагаемый результат проекта:

  • умеет организовать рабочее место, планировать этапы своей деятельности, выбирать способы действий, доводить начатое дело до конца;
  • сформировано представление о том, что из бросового материала можно изготовить множество занимательных вещиц, например, игрушек;
  • сформированы умения изготавливать игрушки своими руками;
  • бережно относится к игрушкам;

• сотрудничество ДОУ с семьёй воспитанников в образовательном процессе.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

I этап — подготовительный (09.01.2017г. – 17.01.2017г.)

1. Изучение методической и художественной литературы по теме проекта.

2. Подбор наглядного и демонстрационного материала, рассказов, стихов, по теме проекта.

3. Оснащение развивающей среды:

  • Книжный уголок: книги по созданию игрушек, книги с рассказами и стихами об игрушках.
  • Уголок конструктора: конструктор и различный материал для создания игрушек.
  • Уголок творчества и рисования: раскраски по теме проекта.
  • Оформление родительского уголка: информация о проекте, рекомендации и мастер - классы по теме проекта.
  • Спортивный уголок: картотека пальчиковой гимнастики, подвижных игрпо теме проекта.

II этап — основной (18.01.2017г. – 17.03.2017г.)

5. Рассматривание образцов поделок в книгах по творческому конструированию.

6. Совместный сбор бросового материала (коробочки разной формы и размера, катушки, трубочки из-под туалетной бумаги, скотча).

7. Продукты совместной деятельности детей и воспитателя – бинокль, осьминог, домик.

III этап — заключительный (20.03.2017г. – 31.03.2017г.)

Ответственный (ФИО, должность).

I этап — подготовительный

•Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата;

• Поиск различных средств достижения целей.

1. Изучение методической и специальной литературы по теме проекта.

2. Подбор наглядного и демонстрационного материала, рассказов, стихов по теме проекта:

3. Оснащение развивающей среды.

- уточнение имеющейся информации;

- систематизирование и накопление материала в рамках проекта

Практический (основной) этап

С 18.01.2017 – 17.03.2017.

- Формирование общей культуры личности между детьми и взрослыми

Побуждать детей к активным самостоятельным действиям.

Овладение подвижными играми с правилами, умение слушать и действовать по инструкции.

3. Календарное планирование и проведение тематических занятий, совместной творческой деятельности, в рамках проекта:

- ФЭМП "Веселые матрешки".

- Рассматривание образцов поделок в книгах по творческому конструированию.

- Совместный сбор бросового материала (коробочки разной формы и размера, катушки, трубочки из-под туалетной бумаги, скотча).

- Продукты совместной деятельности детей и воспитателя – домик, бинокль, осьминог.

- Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

- развитие творческого потенциала ребенка как субъекта отношений между самим собой и родителями.

Формировать умение делать точные, ритмичные движения руками, согласно стихам и примеру воспитателя.

Разработка выставки по изо деятельности (рисование красками):

- реализация самостоятельной творческой деятельности детей через изобразительное искусства и чувство воображения.

- развитие интересов детей, любознательности познавательной мотивации;

- развитие воображения и творческой активности;

- формирование чувства сопереживания.

Реализация творческой деятельности детей совместно с родителями.

III этап — заключительный (20.03. - 31.03.2017).

- подведение итогов - обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения социально-нравственного воспитания в вопросах развития и образования в рамках проекта

Реализация творческой деятельности детей совместно с родителями. Формировать умение радоваться поделкам друг друга, вызывать положительные эмоции от работ своими руками.

- Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества

Интеграция образовательных областей

Познавательное развитие

  • Расширить представления детей об игрушках, народных игрушках.
  • Расширять представления детей о возможностях конструирования (создания) из бросового материала – игрушки.

Социально-коммуникативное развитие

  • Развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.
  • Вызывать желание делиться своими впечатлениями со сверстниками и взрослыми.

Речевое развитие

  • Посредством беседы расширять представления детей об игрушках, народных игрушках, совершенствовать умение связно, последовательно и выразительно рассказать о своих впечатлениях и переживаниях.
  • Обогащение словарного запаса.
  • Знакомство с художественной литературой.

Художественно-эстетическое развитие:

  • Развитие детского творчества, приобщение к искусству путём изготовления творческой поделки (рисунка, игрушки).
  • Развивать художественный вкус, побуждать к выражению своих чувств и эмоций при рассматривании и оценке своих и чужих работ.

Физическое развитие.

  • Побуждать детей к активным самостоятельным действиям.
  • Овладение подвижными играми с правилами.
  • Развитие двигательной активности.

Литература:

Сертификат слушателя вебинара

Сертификат слушателя вебинара

Сертификат автора статьи

Сертификат автора статьи

Диплом за участие в конкурсе

Диплом за участие в конкурсе

Сертификат участника конференции

Сертификат участника конференции

Диплом за детский конкурс

Диплом за детский конкурс

Каталог сайтов


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Нужные поделки из ненужных материалов


Автор работы награжден дипломом победителя II степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

I . ВВЕДЕНИЕ.

На уроках технологии и окружающего мира мы работали над темами, посвященными проблемам загрязнения окружающей среды бытовыми отходами. Они не оставили никого равнодушными, и мы решили изучить эту проблему более подробно. Мы задумались о том, как можем мы сделать мусор полезным? Что каждый из нас может сделать из вторсырья?

Пластиковая бутылка, футляры от шоколадных яиц, пробки от бутылок, полиэтиленовые пакеты, одноразовые стаканчики. Все это можно выбросить, но можно, применив фантазию, придумать интересные и полезные вещи. Мы попробовали и вот, что у нас получилось.

Цель проекта:

•узнать, что такое ненужные вещи;

•изучить проблемы и различные способы утилизации мусора;

•научиться через практическую работу находить полезное применение бытовому мусору, тем самым внести свой посильный вклад в частичную утилизацию и сокращение мусорных свалок.

Тема данной проектной работы актуальна для всех, кто задумывается о будущем человечества, кто хочет сделать мир лучше, безопаснее, чище. Бытовые отходы загрязняют окружающую среду. Большая их часть не разлагается в естественных условиях или имеет очень длительный срок разложения. Чтобы сделать окружающую среду более чистой и безопасной, нужно уменьшить количество выбрасываемого мусора, а для этого им надо дать новую жизнь; формировать у населения культуру утилизации мусора, дать людям знания и воспитывать ответственное отношение к проблемам утилизации мусора. Мы – граждане России, её будущее, и именно мы должны быть грамотными и ответственными в этом вопросе. Поэтому для всех неравнодушных граждан нашей страны актуальна тема нашей работы.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный: формулирование вопросов, которые будут решаться в проекте.

2. Поисковый: работа по поиску материалов к проекту. Изучение литературы об экологических проблемах, связанных с утилизацией мусора, способах утилизации и вторичного использования бытовых отходов.

3. Аналитический: выбор внешнего вида поделок, фотоальбома, платьев и материала для их изготовления. Оформление результатов работы:

-создание коллекции одежды из бросового материала.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Что такое ненужные вещи.

Ежедневно мы выбрасываем: пластиковые бутылки, упаковки от продуктов, полиэтиленовые пакеты, стеклянную тару из-под различных продуктов, коробки, фантики от конфет, пакеты из-под соков и молока, одноразовые стаканчики, старые игрушки и одежду, сломанную мебель. Всего и не перечислить. От всех этих ненужных вещей мы стремимся избавиться как можно скорее.

Каждый россиянин, по данным "Гринписа", выбрасывает в среднем 400 килограммов мусора в год. Из отходов, который все жители России производят за этот промежуток времени, можно было бы построить башню шириной метр на метр до Луны, подсчитали в экологической организации.

Способы утилизации мусора.

Современные способы утилизации мусора.

Существует несколько способов утилизации мусора, которые с успехом применяются и у нас в России.

Низкотемпературный и высокотемпературный пиролиз.

Вокруг каждого из перечисленных способов ведутся споры о его эффективности, действенности и скорости работы.

Самый старый метод избавления от бытового и пищевого мусора – это его захоронение. Он же является самым опасным и малоэффективным.

Даже пищевые отходы, захороненные в карьере или яме, способны накапливать огромное количество продуктов разложения и гниения, которые могут стать причиной отравления подземных вод или воздуха.

Что говорить о твердых отходах, утилизация которых иными способами приводит к выделению в атмосферу ядовитых газов. Для утилизации опасного мусора оборудуются особые полигоны.

Они, как полагают люди, способны защитить от выделения в почву, воду и воздух ядовитых веществ, способных отравить в радиусе нескольких километров все живое.

Однако время доказывает неэффективность такого способа утилизации и даже его опасность.

Еще один способ утилизации, который не получил широкого применения в нашей стране – это компостирование. Оно встречается в частных хозяйствах при утилизации пищевых отходов, но куда реже применяется в массовой переработке мусора.

Тем не менее, компостирование – это эффективный способ переработки, дающий в результате компост, который можно использовать в сельском хозяйстве.

Компост может быть создан как из чисто пищевых отходов, так и из потока неразделенного мусора. Если заняться такой переработкой централизованно, можно получить неплохие результаты. Если говорить об эффективном снижении объемов отходов, то здесь наиболее эффективно показывает себя термическая обработка. Она позволяет обезвредить большую часть отходов, при этом сокращая их объемы в разы.

Современная утилизация путем сжигания также предусматривает использование энергии горения. Такая тенденция распространяется все шире, давая в перспективе новые возможности.

Сжигание мусора с целью получения тепловой и электрической энергии – метод, который способен сделать из свалок источник энергии для функционирования систем центрального отопления и разного рода производств.

На ступень выше данного способа стоит плазменная переработка мусора (пиролиз) – явление в нашей стране столь редкое, что в него с трудом верится.

Плазменная переработка представляет собой утилизацию мусора, которая в результате дает газ из органических соединений и шлак из твердого мусора.

Энергию при переработке таким способом можно использовать в мирных целях, что и происходит в более развитых в этом плане странах.

Экологические проблемы, как последствия неправильной утилизации мусора.

Чем больше производится разных изделий, тем больше людей покупают и используют их в своем быту. В результате с каждым годом увеличивается количество бытовых отходов (мусора). Большую часть мусора отвозят на свалки, которые становятся опасным источником загрязнения природы.

Проблема мусора в последние годы выдвинулась среди прочих экологических проблем на первое место.

В среднем на каждого жителя Земли за год накапливается около тонны отходов, а это более 5 миллиардов тонн. В каждой стране мусорные проблемы имеют свои особенности, но везде, где есть мусор, имеются и мусорные свалки. Бывают свалки "дикие" и специально оборудованные. "Дикие" свалки всем нам хорошо знакомы. На пустырях, заброшенных стройках, на опушках леса, вдоль автомобильных и железных дорог сваливают, не смотря на запреты, самый разнообразный мусор.

стеклянные бутылки - 1000 лет;

изделия из пластмасс - 100 лет;

консервные банки – 50 - 80 лет

резиновые подошвы ботинок – 50 - 40 лет;

изделия из нейлона – 30 - 40 лет;

полиэтиленовый пакет – 10 - 20 лет;

батарейки - 10 лет;

окурки - 1 – 5 лет;

шерстяной носок - 1 – 5 лет;

апельсиновая или банановая кожура-2 - 5 недель.

В настоящее время почти весь мусор в России – это 94%, по данным экологической организации, – отправляют на захоронение на полигоны. Каждый год территория под свалки в стране увеличивается на площадь, равную Москве и Санкт-Петербургу вместе взятым, сообщают в "Гринписе". Мусорные свалки в России уже занимают территорию вдвое больше Швейцарии. Такой способ обращения с отходами не только требует все новых площадей, но и отравляет воздух и сточные воды. В Одинцово, где мы живем, существует проблема своевременного вывоза мусора и его переработки. По всему городу расположены контейнеры для сборки ненужного хлама, в которые еженедельно попадают тысячи тонн ненужных вещей. Причинами этой проблемы являются отсутствие нужного количества компетентных рабочих, специализированной техники, беспорядочная утилизация мусора гражданами. В этом году представители Администрации Одинцовского района провели пресс-конференцию, посвященную раздельному сбору мусора. В рамках первого этапа реализации программы по раздельному сбору мусора баки для раздельного сбора будут установлены на 91 контейнерной площадке. Всего их в Одинцовском районе 323, 118 уже приведены в соответствие со стандартами. В школе на классном часе мы познакомились с раздельным сбором мусора.

Вторичное использование мусора.

Окружающую среду можно сохранить, если начать активно перерабатывать бытовые отходы, превращать их снова в сырье для промышленности. Такое сырье называется вторичным(вторсырьем). Повторное использование является самым лучшим способом обращения с отходами. Стоит помнить, что отходы — это ценный ресурс, который можно вновь вовлечь в хозяйственный оборот, сокращая рост мусорных свалок. Известно, что из отходов можно получить электроэнергию, ценные металлы и удобрения для сельского хозяйства. Отслужившие изделия из стекла очень легко пустить во вторичное использование. Неповрежденные банки и бутылки не нужно заново перерабатывать, после обработки их можно использовать снова по прямому назначению. Битое стекло можно подвергать переплавке. Макулатура имеет большой потенциал вторичного использования. Она используется для производства бумаги различного назначения, упаковочных и строительных материалов. 1 тонна макулатуры заменяет около 4 кубических метров древесины, поэтому сбор и рациональная утилизация бумажных отходов поможет существенно сократить вырубку лесов. Старые бумаги вымачиваются, чистятся и измельчаются для получения волокон - целлюлозы. Дальше процесс идентичен процессу производства бумаги из лесоматериалов. Использование вторичного сырья помогает беречь природу от загрязнения и сохранять ее богатства. Бытовой мусор и промышленные отходы не выбрасывают на свалки, не сжигают и не закапывают в землю. Их перерабатывают, экономя природное сырье и энергию, и делают из них новые полезные вещи, необходимые в быту предметы, строительные материалы и многое и другое. Многое из мусора может получить новое применение, став основой для оригинальной вещи, поделки, игрушки. Ненужные вещи несут в себе множество возможностей для творчества. Кроме того это позволит меньше выбрасывать мусор, значит и окружающая среда будет более экологически чистой.

Производство одежды из вторсырья.

Ресурсы для создания проекта.

Белая фотобумага, цветной принтер, фотографии, прозрачный ламинат, клей, ножницы, кисточка для клея, карандаш, линейка, ткань, цветная бумага, скрепки, степлер, пайетки, канцелярский нож, краски, швейная машинка, нитки, горячий пистолет, резинка, шнурки, вторсырье, найденное во время акции и дома у каждого. )

Создание поделок из мусора.

Создание коллекции одежды из бросового материала.

Меня и моих подружек при изучении теоретического материала так заинтересовала идея создания одежды из вторсырья, что мы решили устроить одноклассникам сюрприз: создать коллекцию одежды из бросового материала и устроить модный показ своей дизайнерской одежды на празднике, посвященном 23 Февраля и 8 Марта. Для начала мы создали эскизы и логотип своей коллекции, потом выбрали материалы (полиэтиленовые пакеты, одноразовые стаканчики) и с помощью родителей создали великолепные платья. На празднике мы продемонстрировали платья всем родителям и одноклассникам. Всем очень понравился наш сюрприз. Да, может быть носить эти платья и неудобно, но зато как красиво! А ведь красота, как известно, спасет мир. А мы попробовали себя в роли дизайнеров одежды и храним свои модели в память о первом опыте работы. В дальнейшем мы планируем разработать модели повседневной одежды.

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Каждый человек может сделать многое для улучшения экологии окружающей среды. Для этого всего лишь необходимо правильно распоряжаться теми вещами, которые становятся ненужными. Нужно немного пофантазировать и изготовить из того, что мы называем мусором, замечательные предметы, которые могут принести пользу, украсить домашний интерьер, стать хорошим подарком для друзей и родных.

IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

V. ПРИЛОЖЕНИЕ.

Такие объявления мы развешивали на подъездах домов рядом с нашим двором.

Давайте вместе сделаем наш двор чистым!

Модный показ дизайнерской одежды.

Наши модели: Тлегенова Карина, Соркина Елизавета, Белоусова Евгения.

Читайте также: