Бегство в египет поделка

Обновлено: 05.07.2024


Далеко, далеко, в одной из восточных пустынь, росла много лет тому назад очень старая и невероятно высокая пальма. Все, проходившие через пустыню, невольно останавливались и любовались ею, ибо она была гораздо выше и мощнее всех других пальм, и можно было сказать, что она превосходит своими размерами обелиски и пирамиды.

И вот однажды, когда эта высокая пальма стояла в своем уединении и созерцала пустыню, она увидела нечто до того удивительное, что могучая, увенчанная листьями верхушка ее закачалась от изумления. Вдали, по краю пустыни, шли два одиноких путника. Они находились еще на таком расстоянии, откуда верблюды кажутся маленькими, как муравьи, но совершенно несомненно было, что это два человека. Два чуждых пришельца в пустыне — пальма хорошо знала постоянных путников пустыни — мужчина и женщина без проводника, без вьючных животных, без шатра и мехов для воды.

— Наверное, — сказала пальма сама себе, — эти двое пришли сюда, чтоб умереть.

Она быстро осмотрелась кругом.

— Удивляюсь, сказала она, — что львы еще не вышли на охоту за этой добычей. Насколько я вижу, ни один из них даже и не шевельнулся. Не вижу я и разбойников. Но они еще явятся.

И она попыталась думать о чем-нибудь другом. Участь этих людей возбудила в ней грусть.

Но на всем пространстве пустыни, расстилавшейся под пальмой, не было ничего, что не было бы ей знакомо уже тысячи лет. Ничто не могло приковать к себе ее внимания. Поневоле ее мысли снова вернулись к двум путникам.

— Клянусь засухой и бурей! — сказала пальма, призывая в свидетели самых опасных врагов жизни. — Женщина что-то несет на руках. Никак эти безумцы захватили с собой еще маленького ребенка!

Пальма, дальнозоркая, как большинство стариков, не ошиблась. Женщина несла на руках ребенка, который спал, прислонившись к ее плечу.

— Ребенок почти голенький! — сказала пальма. — Я вижу, что мать прикрыла его полой своей одежды. Она схватила его, в чем он был, с постельки и стремительно бежала с ним.

Могу представить себе, как все это произошло. Отец стоял за работой, ребенок спал в колыбели, мать пошла за водой. Едва успела она отойти на несколько шагов от двери, как увидела приближающихся врагов. Она бросилась назад, схватила ребенка, крикнула мужу, чтобы он следовал за ней, и они побежали. И вот их бегство продолжается уже несколько дней; они, наверное, не отдыхали ни минуты.

Да, именно так все это было; но я все-таки скажу, что если их не охраняют ангелы…

Они так испуганы, что пока еще не чувствуют ни усталости и никаких других страданий; но я вижу, как жажда горит в их глазах. Мне ли не знать лица человека, страдающего от жажды!

И когда пальма подумала о жажде, судорожная дрожь пробежала по длинному стволу, и бесчисленные перья ее длинных листьев съежились, как от огня.

— Если б я была человеком, — сказала она себе, — никогда бы я не отважилась выйти в пустыню. Большая нужна смелость для путешествия по ней, если не имеешь корней, достающих до никогда не иссякающих родников. Здесь даже для пальмы опасно. Даже для такой пальмы, как я.

Если бы я могла дать им совет, я бы уговорила их вернуться. Никакие враги не могут быть так жестоки к ним, как пустыня. Может быть, они думают, что в пустыне легко живется, но я-то знаю, что мне самой порой приходится трудно. Помню, однажды, в моей молодости, ураган нанес на меня целую гору песку. Я едва не задохнулась. Если б я могла умереть, это был бы мой последний час.

Пальма продолжала думать вслух по привычке одиноких стариков.

— Какой-то дивный мелодический шелест слышу я в своих ветвях, — говорила она. — Все перья моих листьев трепещут. Не знаю, что со мной делается при виде этих бедных чужеземцев. Но эта печальная женщина так прекрасна. Она приводит мне на память самое чудесное из всего, пережитого мной.

И под мелодичный шелест своих листьев пальма стала вспоминать, как однажды, много-много лет назад, оазис посетили двое прекрасных путников. Это царица Савская явилась сюда в сопровождении мудрого Соломона. Прекрасная царица возвращалась в свою страну; царь проводил ее часть пути, и теперь они должны были расстаться.

— На память об этой минуте, — сказала тогда царица, — я посажу в землю финиковую косточку. Я хочу, чтоб из нее выросла пальма, которая будет подниматься все выше и жить, пока в Иудейской стране не появится царь еще более великий, чем Соломон. — И, сказав это, она посадила косточку и полила ее своими слезами.

— Почему я вспоминаю об этом как раз сегодня? — подумала пальма. — Неужели эта женщина своей красотой напоминает мне прекраснейшую из цариц, по слову которой я выросла и жила до нынешнего дня? Я слышу, что листья мои шелестят все сильней и сильней, и шелест их звучит печально, как погребальная песнь. Они словно предсказывают, что кто-то вскоре должен уйти из жизни.

Хорошо, что это относится не ко мне, ведь я не могу умереть.

Пальма решила, что печальный шелест ее листьев предсказывает гибель этих одиноких странников.

Они и сами, вероятно, думали, что близится их последний час. Это видно было по выражению их лиц, когда они проходили мимо одного из верблюжьих скелетов, лежавших около дороги, по взглядам, которым они провожали двух коршунов, пролетавших мимо.

Иначе и быть не могло. Они должны погибнуть.

Путники заметили пальму и оазис и поспешили туда, надеясь найти воду. Но когда они подошли, отчаяние овладело ими, ибо родник совершенно высох. Женщина в изнеможении опустила ребенка на землю и села, плача, на берегу родника. Мужчина бросился на песок возле нее; он лежал и колотил сухую землю кулаками. Пальма слышала, как они говорили между собой о том, что должны погибнуть.


Она узнала также из их слов, что царь Ирод повелел умертвить всех вифлеемских мальчиков в возрасте от двух до трех лет, боясь, что среди них находится царь Иудейский, появление которого предсказали пророки.

— Все сильней шелестят мои листья, — сказала пальма. — Эти бедные беглецы скоро увидят свой последний час.

Она понимала, что они оба боятся пустыни. Мужчина говорил, что лучше бы им было остаться и вступить с воинами в бой, чем бежать сюда. Он говорил, что тогда они нашли бы себе более легкую смерть.

— Бог придет нам на помощь, — сказала женщина.

— Мы здесь одни среди хищных зверей и змей, — возразил мужчина. — У нас нет пищи и нет воды. Как может Бог помочь?

Он в отчаянии рвал свою одежду и прижимался лицом к земле. Он потерял всякую надежду, как человек, смертельно раненый в сердце.
Женщина сидела, выпрямившись и охватив руками колени. Но взгляды, которые она кидала вглубь пустыни, говорили о безутешном, безграничном отчаянии.

Пальма слышала, как печальный шелест ее листьев становился все сильней и сильней. Вероятно, и женщина услышала его, потому что подняла голову. И в этот же миг она невольно протянула руки вверх.

— О, финики, финики! — воскликнула она. Такая страстная надежда почувствовалась в ее голосе, что старая пальма готова была пожалеть, что она ростом не с небольшой куст и что ее финики не так же легко сорвать, как ягоды терновника. Она прекрасно знала, что ее верхушка вся увешана гроздьями фиников, но как достать их людям на такой головокружительной высоте.

Мужчина еще раньше видел, как высоко висели финики. Он даже головы не поднял, а только попросил жену не мечтать о невозможном.
Но ребенок, предоставленный самому себе и игравший поодаль палочками и соломинками, услышал восклицание матери.

Ему, конечно, и в голову не приходило, что его мать не может получить всего, что ей только вздумается пожелать. Как только заговорили о финиках, он начал пристально смотреть на дерево.

Он ломал себе головку над тем, как бы ему достать финики. Лобик его наморщился под светлыми кудрями. Наконец, улыбка мелькнула на его личике. Мальчик придумал способ.

Он подошел к пальме и стал гладить ее своей ручкой, говоря нежным детским голоском:

— Пальма, нагнись! Пальма, нагнись!

Но что это такое, что случилось? Листья пальмы зашумели, словно по ним пронесся ураган, и дрожь пробежала по ее длинному стволу. Пальма почувствовала, что ребенок сильнее ее. Она не могла ему противостоять.

И она склонилась своим высоким стволом перед младенцем, как склоняются люди перед царями. Могучей дугой нагнулась она к земле и, наконец, опустилась так низко, что верхушка ее с дрожащими листьями легла на песок пустыни.

Мальчик не выказал ни испуга, ни изумления; с радостным криком подбежал он ближе и стал срывать финики с верхушки старой пальмы.
Он нарвал много фиников, а дерево все еще продолжало лежать на земле, тогда мальчик снова подошел, снова ласково погладил его и нежно сказал:

— Пальма, поднимись! Поднимись, пальма!

И громадное дерево тихо и благоговейно выпрямило свой гибкий ствол, и листья его зазвенели, точно арфы.

— Теперь я знаю, кому они играли погребальную песню, — сказала сама себе старая пальма, когда выпрямилась во весь рост. — Не этим людям они ее играли.

Но мужчина и женщина стояли на коленях и возносили хвалу Богу.

— Ты видел наше горе и избавил нас от него. Ты — Господь всемогущий, сгибающий ствол пальмы, как тростник! Кого из наших врагов нам страшиться, когда сила твоя осеняет нас?

Вскоре после этого проезжал по пустыне караван, и путники увидели, что увенчанная листьями верхушка высокой пальмы высохла.

— Как могло это случиться? — сказал один из путешественников. — Ведь эта пальма не должна была умереть, пока не увидит царя, более великого, чем Соломон.

Поклонение волхвов. Монастырь Высокие Дечаны, Сербия

Поклонение волхвов. Монастырь Высокие Дечаны, Сербия

Ночью во сне Бог открыл волхвам, что им нельзя возвращаться к Ироду, и они вернулись в свою страну другим путем. Ирод в Иерусалиме так и не дождался их возвращения и, когда понял, что волхвы не придут, пришел в ярость и приказал убить в Вифлееме и его окрестностях всех мальчиков в возрасте до двух лет. Это бесчеловечное повеление было выполнено. Но еще когда волхвы только ушли, Ангел Господень, явившись праведному Иосифу во сне, предупредил об опасности и велел бежать с Младенцем Христом и Богородицей в Египет и оставаться там. В Египте в то время жило немало евреев, и там Святое Семейство оставалось до тех пор, пока Ирод не умер.

Бегство в Египет. Монастырь Высокие Дечаны, Сербия

Бегство в Египет. Монастырь Высокие Дечаны, Сербия

После смерти Ирода Ангел вновь явился праведному Иосифу в сонном видении и передал повеление возвращаться в Израиль. Иосиф с Младенцем Христом и Богородицей вернулись в землю Израильскую и, узнав, что в Иудее правит жестокий сын Ирода — Архелай, поселились в своем родном городе Назарете в Галилее, где правил другой сын Ирода I — Ирод Антипа.

После смерти Ирода I, в правление которого родился Иисус Христос, царство было разделено между его сыновьями: Архелай получил область, в которую входили Иудея (с городом Иерусалимом), Идумея и Самария; Ирод Антипа получил Галилею (область, где прошли детство и юность Иисуса и где Он начал Свою проповедь) и Перею (Заиорданская страна); а Филиппу достались земли на северо-востоке от Галилеи (Итурея и Трахонитида). Архелай отличался особой жестокостью. Из-за бесчеловечного обращения с подданными император Август в 6 году по Р.Х. отстранил Архелая от правления и отправил его в ссылку. Владения Архелая стали управляться императорскими наместниками. В 26 году пятым по счету наместником стал Понтий Пилат.

От волхвов, шедших по чудесной звезде на поклонение родившемуся Царю Иудейскому, царь Ирод узнал о рождении таинственного Младенца. Весть эта смутила Ирода и всех Иерусалимских начальников. В безумном опасении лишиться престола, Ирод решил убить Младенца.

Напрасно и долго ожидал он возвращения волхвов, от которых надеялся получить подробные сведения о чудесном Младенце. Извещенные во сне ангелом о злом умысле Ирода, волхвы не вернулись к нему в Иерусалим, но иным путем пошли каждый в свою сторону.

Тогда Ирод, видя себя обманутым волхвами, посылает отряд воинов в Вифлеем и его окрестности — избить всех младенцев до двухлетнего возраста.



Путь Святого семейства

В то время как Ирод издает свой бесчеловечный приказ, ангел Господень является старцу Иосифу, обручнику Пречистой Девы.


Иосиф тотчас же встал и ночью двинулся в путь с Младенцем и Его Пречистой Матерью. Их сопровождал Иаков, старший сын Иосифа.Минуя сторожевые башни Вифлеема, они направились вдоль оград и стен виноградников в Назарет, где поспешно собрали все необходимое для далекого пути. Дня через два, ночью, чтобы никто из соседей не узнал, вышли они в сопровождении Иакова, сына Иосифова (впоследствии названного братом Господним), из родного Назарета.

И вот они бегут в далекий неизвестный им Египет. Иосиф, помня слова ангела, страшась за жизнь Божественнаго Младенца, спешит покинуть пределы Палестины.



Икона Святого семейства. Большой кафедральный собор Св.Марка. Каир


Сегодня еще многие не знают, что, убежав с новорожденным Младенцем Иисусом от преследований царя Ирода , Святое Семейство провело в Египте около трех лет.
А в середине 1998 года немецкие ученые сделали находку, уточнившую этот срок. В библиотеке университета Кельна они обнаружили папирус IV века с текстом на коптском языке - преемнике древнеегипетского языка, основанном на греческом алфавите. В папирусе утверждается, что Иисус провел в Египте 3 года и 11 месяцев.



Путь Святого семейства в Египет


БОЛЬШАЯ КАРТА
[ Смотреть ]

Путь Святого семейства в Египет

Долго ли продолжался путь Святого семейства до Египта— обо всем этом умалчивает Евангелие. Однако он не мог быть продолжительным, ибо юго-западная граница Египта пролегала приблизительно в 100 верстах от Вифлеема.



Вхождение в Египет. Современная коптская икона

А вот для коптской церкви путешествие Святого семейства в Египет является одним из важнейших событий за ее долгую историю. Ежегодно 1 июня коптская церковь празднует вступление Святого семейства на землю Египта.
Из поколения в поколение, вот уже 2000 лет, передаются и сохраняются предания о странствиях Святого семейства в Египте. Они близки сердцу всех египтян - христиан и мусульман, потому что составляют часть души этого народа.

Путешествие Святого семейства через Синай и по Египту было подробно описано Папой Теофилусом, 23 патриархом Александрийским (384-412 гг. н.э.). В своих хрониках он утверждает, что 6 хатхора (коптский месяц, приблизительно соответствующий ноябрю) после длительного молебна, Пресвятая Богородица явилась ему и подробно рассказала об этом удивительном путешествии, и велела записать все, что он видел и слышал.

Кроме того, свидетельства Папы Теофилуса неопровержимо подтверждаются фольклорными сказаниями племен, некогда населявших Синайский полуостров и Египет, и повествующими о прибытии удивительного младенца в их поселения, наиболее полная версия которых вошла в книгу Синаксарион (Мученичество).

Египет в то время был, как и Иудея, римской провинцией. Там жило немало евреев и у них был свои храмы. Там наиболее живы были воспоминания исторические о Египте, где около 400 лет евреи прожили в неволе, пока родившийся там их вождь и пророк Моисей не вывел их из Египта в землю древних отцов и патриархов. Среди соотечественников святое семейство было в полной безопасности в Египте от зловещих замыслов Ирода.



Вхождение в Египет. Современная коптская икона



Икона "Путешествие в Египет. Церковь Святого Сергия.

НАЧАЛО ПУТИ

Это было трудное путешествие для Святого семейства.
Рафах - небольшой город на крайнем северо-востоке Синайского полуострова, на берегу Средиземного моря, - известен с древности, и копты убеждены, что именно в этом месте началось путешествие Святого семейства по Египту.



Икона ХIХ века. Церковь Святых Сергия и Вакха. Каир

Согласно коптским историческим источникам, например, таким, как Меймар (Méimar) Папы Феофила (книга, в которой собраны исторические факты, связанные с религией), в древности существовали три дороги, которые вели из Палестины в Египет через Синай. Этими путями проходили, как правило, хорошо вооруженные караваны. Одиноким путникам в этих диких и неприветливых местах грозили тысячи опасностей.

Однако Святое Семейство, которое направлял Сам Бог, не воспользовалось ни одной из них. Оно опасалось преследователей, посланных царем Иродом, и потому шло непроторенным путем. Лишь отойдя почти сто километров от границы через внутреннюю часть Синая, беглецы вновь вышли к берегу моря в 37 километрах к западу от города Эль-Ариш. К сожалению, как и в Рафахе, здесь не осталось следов их пребывания.



Карта путешествия

АЗ-ЗАРНИК (ФЛОУССИАТ), ФАРМА (ПЕЛУЗИЙ)

Далее Святое Семейство продолжило свой путь вдоль Северного Синая до тех пор пока не достигли города Фармы (древний Пелузий) посредине между Эль-Ариш и современным Порт Саидом. Это была их последняя остановка на Синае.

В ту пору это был большой процветающий город, соперничающий с Александрией. Пелузий был подлинными восточными воротами Египта. Но в конце XI в. до н. э. этот рукав Нила начал интенсивно засоряться песком, река сменила своё русло и стала течь западнее, и люди ушли из Пелузия. Где именно останавливалось в Пелузии Святое семейство - тоже неизвестно, хотя раскопки древнего города идут уже второе десятилетие.

Пелузий считается местом последней остановки Святого Семейства на Синайском полуострове во время своего бегства в Египет из Вифлеема через Газу, Рафах и Аз-Зарник.
С этого времени пустыня осталась позади. Путешественники продолжили свой нелегкий путь.

ТЕЛЬ-БАСТА (ДРЕВНИЙ БУБАСТИС)

И вот Святое семейство прибыло в город Бубастис.
Он существовал с начала 3-го тысячелетия до н. э. и до середины 1-го тысячелетия н. э.
Современная локализация — местность Телль-Баста на юго-восточной окраине города Эз-Заказик в мухафазе Шаркия, Египет.

Город Бубастис ничем особым не отличался от других египетских провинциальных городов того времени. Так же он являлся местом поклонения древнеегипетской богине Бастет, изображавшейся в виде кошки. О большой Роли культа Бастет говорит упоминание в рукописях о кладбищах кошек в этом городе, а в 1890-х годах вблизи Бубастиса действительно было найдено большое кладбище этих животных.



Статуя богини Бастет в образе кошки

Путешественники не знали никого, у кого могли бы просить гостеприимства в этом городе и вошли в храм, который жители этого города называли капитолием и где каждый день приносились жертвы в честь богини Бастет.



Панорама храма Бастет с упавшими колоннами XIX–XXII дин.

"И случилось, что, когда Блаженная Мария со своим Младенцем вошла в храм, все идолы упали на землю на лица свои и остались разрушенными и разбитыми.
Узнав об этом чуде начальник города по имени Афродиций пришел в храм с сопровождающими его воинами и обратился к присутствующим: "Если бы Младенец сей не был Богом, наши боги не пали бы перед Ним; они признали Его таким образом за Владыку их".


Как гласит предание, страдающая от жажды Дева Мария попросила у жителей воды, но те оказали негостеприимное безразличие и даже подняли Ее на смех. Богомладенец очертил на земле круг - и тут же забил родник холодной воды для всех, кто не дал испить Богородице, таким образом он явил Свое человеколюбие.
Святой родник и сейчас находится почти на окраине, несмотря на то, что город весьма разросся.

МОСТОРОД (в древности- АЛЬ-МЕХМА)

При возврашении в Иудею, на пути из Египта Святое Семейство опять побывало в Моостороде, и тогда Христос, благословляя гостеприимных горожан, извел источник из земли. Ныне на том месте стоит храм в честь Преблагословенной Девы, где в крипте церкви можно набрать Святой воды. Там же совершают крещение.



Церковь Девы Марии. Мостород.

БИЛЬБЕЙС (ФИЛИППОС)

Из Аль-Мехмы путники отправились на северо-восток в город Бильбейс(древнее название Филиппос) -административный дин из центров Восточной провинции и центр современной Шаркии.Это примерно в 55 км от Каира.



Храм Святого Георгия. Бильбейс.

Там Семейство остановилось под раскидистым деревом, которое приютило их в своей тени. Святая Мария молилась Всевышнему у этого дерева, и оно давало плоды к пропитанию. К этому месту приходили поселенцы, чтобы увидеть дивного Ребенка, дававшего многим целительное прикосновение. Место то получило название "Дерево Девы Марии", и над ним построен коптский собор Святой Марии Бильбейс-Шаркия.



Современный Бильбейс

Сколько Иисус Христос был в Египте с Иосифом и Марией?

Сколько Иисус был в Египте?

Мы не знаем, сколько времени Иосиф оставался в Египте вместе с Марией и сыном Иисусом. Библия говорит, что они оставались в Египте, пока не умер царь Ирод:

Чтобы установить сколько Иисус был в Египте, необходимо сначала установить точную дату рождения Иисуса, что сделать не получится. 6 год до нашей эры, как возможная дата рождения Иисуса Христа, базируется на времени переписи населения, которая была во времена императора Августа. Внутренние свидетельства в Евангелиях ведут нас к осени 6 года до нашей эры. Но нам стоит воспринимать эту дату с долей сомнения, она может отличаться на год в ту или иную сторону.

Вот дата смерти царя Ирода известна лучше. Иосиф Флавий сообщает нам, что Ирод умер перед Пасхой, когда случилось лунное затмение (Иудейские древности 17). Используя даты лунных затмений можно установить, что это случилось в марте, 4 году до нашей эры.

Еще больше усложняет дело тот факт, что нам не известно точно время, когда волхвы принесли свои дары Иисусу Христу. Может вы удивитесь, но мудрецы не приносили свои дары Иисусу в ночь Его рождения. Они принесли их в дом, где находились Иосиф и Мария, как об этом и сказано в Библии. Иисусу могло быть тогда от нескольких дней, а могло быть уже больше года.

Увидев звезду, мудрецы возликовали. Они вошли в дом и увидели Младенца с Марией, Матерью Его и, упав ниц, поклонились Ему. Потом открыли они свои ларцы с сокровищами и стали подносить Ему дары: золото, благовония и мирра. (От Матфея 2:10,11)

Предположим, что Иосиф не вернулся из Египта точно в тот день, когда умер царь Ирод. Используя информацию, приведенную выше, можно предположить, что Иисус был в Египте примерно год или полтора. Но это время точно больше года и меньше трех лет.

Читайте также: