Автомобиль ленинград самоделка

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 04.10.2024

Свободе, предоставленной советским самодельщикам 1960–1980‑х годов, сегодня можно только позавидовать.

Однако точно знаю: получить вышеуказанные справки было не очень сложно.

Конечно, создателям спортивных автомобилей захотелось иметь уже и оригинальные, как тогда писали, анатомические сиденья. Сооружали и самопальные рули, более модные и удобные, чем серийные: меньшего диаметра, например — из медной трубы, обшитой кожей. Появились и куда более серьезные изобретения.

Игорь Губарев из Тбилиси сделал внешне совсем не выдающийся седан по имени Варико, к теме спортивных самоделок отношения, в общем-то, не имеющий. Однако умелец соорудил гидропневматическую подвеску — по типу ситроеновской!

ГТЩ, Сатана, ЮНА

В 1969 году москвичи братья Анатолий и Владимир Щербинины построили приземистое спорткупе, которое позднее стали называть ГТЩ. Машину оснастили двигателем ГАЗ‑21 (исключение из технических правил, причем не единственное), агрегатами ГАЗ‑69 и ГАЗ‑12 ЗИМ. Стеклопластиковый кузов на пространственной раме выглядел вполне профессиональным. При его создании умельцы предусматривали как классическую, так и среднемоторную ­компоновку.

Один из самых элегантных автомобилей 1960‑х — купе ГТЩ, построенное на узлах ГАЗ‑21 братьями Щербиниными.

Один из самых элегантных автомобилей 1960‑х — купе ГТЩ, построенное на узлах ГАЗ‑21 братьями Щербиниными.

Спорткупе ЮНА работы братьев Алгебраистовых, ­созданное на агрегатах Волги в 1980 году, развивало почти 200 км/ч.

Спорткупе ЮНА работы братьев Алгебраистовых, ­созданное на агрегатах Волги в 1980 году, развивало почти 200 км/ч.

Братья Щербинины на этом не остановились. Найдя единомышленников — тоже братьев, Станислава и Юрия Алгебраистовых — в 1980 году создали новое спорткупе с клиновидным по моде тех лет кузовом и фарами, закрытыми щитками с электроприводом. Таких машин под именами Сатана (версия Щербининых) и ЮНА (автомобили Алгебраистовых), отличающихся деталями отделки, сделали как минимум, четыре. На улицах автомобили принимали за импортные. У купе даже стандартных дверных ручек не было, вместо них — кнопки, да и колесные диски стояли импортные — красивые.

Вега‑1600 GТ Виталия Руденко и Александра Костина имела типичную для восьмидесятых годов конструкцию: стеклопластиковый кузов на пространственной раме, агрегаты ВАЗ‑2101 — и выделялась тщательностью проработки деталей.

Вега‑1600 GТ Виталия Руденко и Александра Костина имела типичную для восьмидесятых годов конструкцию: стеклопластиковый кузов на пространственной раме, агрегаты ВАЗ‑2101 — и выделялась тщательностью проработки деталей.

В Веге, как и во многих машинах середины 1980‑х, салон был собран практически из оригинальных элементов.

В Веге, как и во многих машинах середины 1980‑х, салон был собран практически из оригинальных элементов.

В 1980 году в правилах для самодельщиков появился пункт о допустимом объеме двигателя 1,2 л (то есть ВАЗ‑2101), предельная мощность возросла до 45 л.с. на тонну, а длина автомобиля — с 3500 до 4200 мм. Но делали ведь машины и с волговскими моторами. Хотя важнее было то, что самодельщики упорно и всё смелее внедряли на своих автомобилях новшества, на которые официальный советский автопром, по сути, не обращал внимания.

Именно на самоделках появились электростеклоподъемники и гидроусилители руля (в СССР стоящие лишь на правительственных Чайках и ЗИЛах), дистанционная регулировка наружных зеркал и даже вклеенное ветровое стекло. Помимо всего этого на спорткупе Орор (по-армянски Чайка) Генриха Матевосяна были открывающиеся вверх двери с газовыми упорами, убирающиеся фары с электроприводом, кондиционер. Чтобы не загромождать небольшой багажник, запаску самодеятельный конструктор пристроил под машину, снабдив ее крепление электроприводом!

Последние советские технические требования к самоделкам ввели в 1987 году. Согласно им, мощность не должна была превышать 50 л.с. на тонну. Что делало некоторые машины очень динамичными. Ведь каркас строили иногда не из стали, а алюминия, да и иные элементы автомобиля старательно просчитывали для снижения массы.

Лаура, Панголина.

Звездой первой половины 1980‑х стала Лаура ленинградцев Дмитрия Парфёнова и Геннадия Хаинова. Две одинаковые машины имели серийный мотор ВАЗ‑2105 с коробкой передач ЗАЗ‑968. В остальном стеклопластиковое купе с авангардным дизайном разительно отличалось от серийной советской продукции.

Одна из вершин советского самавто — Лаура ленинградцев Парфёнова и Хаинова отличалась множеством оригинальных инженерных решений.

Одна из вершин советского самавто — Лаура ленинградцев Парфёнова и Хаинова отличалась множеством оригинальных инженерных решений.

Автомобиль был переднеприводным со ШРУСами Нивы (ВАЗ‑2108 еще не пошел в производство). В самодельной передней подвеске типа McPherson использовали амортизаторы от грузовика ЗИЛ‑130 и шаровые опоры ВАЗ. Задняя подвеска тоже была оригинальная: на продольных рычагах и с самодельными стойками на основе амортизаторов ЗАЗ. Передние ступицы — оригинальные, дисковые тормоза — от Москвича‑2140. В салоне, за дверями с электрозамками — анатомические сиденья, комбинация приборов с несколькими дисплеями, кнопочное управление всем и вся, включая отопитель салона. На улицах Лауры собирали толпы любопытных, не было ни одного солидного печатного издания, не уделившего им внимания.

Не меньший фурор произвела в 1983 году Панголина Александра Кулыгина. Конструктивно она была попроще Лауры: привод на задние колеса, подвески — ВАЗ. Зато средняя часть зубило­образного, по мировой моде тех лет, кузова, крыша и боковины открывалась целиком с помощью электропневмоподъемников, обзор назад обеспечивал ­перископ на крыше.








Все материалы добавляются пользователями. При копировании необходимо указывать ссылку на источник.


Для реставрации уникального автомобиля, о котором более полувека было ничего неизвестно, использовался цветной снимок. Его сделал американский фотограф Джон Шульц во время своего путешествия в Ленинграде в 1958 году. Вот он:


В 1959 году Аркадий Бабич преодолел на самодельном родстере 2125 километров за двадцать часов в ходе испытательного пробега от Симферополя до Ленинграда. После этого след автомобиля теряется.

Информация о родстере снова всплывает в 2014 году. На одном из аукционов его в совершенно ужасном состоянии приобрели автоколлекционеры из Латвии за довольно приличную сумму.

Большая часть декоративных панелей отсутствовала, не было двигателя, не сохранилась оригинальная краска, а на кузове не было живого места от коррозии.


Реставрация заняла шесть лет. Так как информации по автомобилю практически нет, то основным источником для сверки во время восстановления была та самая фотография Шульца 1958 года. Были также найдены и установлены все оригинальные элементы силовой установки.


Необычный автомобиль запечатлел на цветном снимке американец Джон Шульц, путешествовавший по СССР в 1958 году.

На фото, сделанном на улице Герцена в Ленинграде, видно, что кабриолет заинтересовал целую толпу прохожих. Однако эффектный кабриолет мог кануть в безвестность вместе с многими другими творениями советского автопрома, если бы не снимок Шульца, ставший знаменитым.

Двухместный кабриолет "Ленинград" – самоделка, собранная в 1956 году инженером Аркадием Бабичем. На его создание инженер потратил порядка трех лет.

Машина, выполненная на уровне лучших образцов автопромышленности того времени, получила широкий кузов с мускулистыми крыльями, щедро украшенный блестящими хромированными деталями и крупной надписью "Ленинград" на капоте.

В 1959 году Бабич на своем спортивном авто за 20 ходовых часов совершил "дальний пробег из Симферополя в Ленинград протяженностью 2125 километров", о котором написали в журнале "За Рулем".

"Ленинград" использует узлы и агрегаты длиннобазного представительского седана ГАЗ-12 ЗИМ. Он приводился в движение шестицилиндровым двигателем объемом 3,5 л мощностью 90 л.с., который работал в паре с трехступенчатой механической коробкой.

Состояние "Ленинграда" до реставрации

О судьбе кабриолета с тех пор почти ничего неизвестно. Несколько лет назад он в весьма плачевном состоянии был выставлен на продажу. Почти развалившийся "Ленинград" без мотора и с проржавевшим кузовом купили поклонники ретрокаров из Латвии, которые полностью восстановили автомобиль, использовав в качестве образца цветное фото Шульца.

Ранее "Авторамблер" писал об украинских тюнерах, которые превращают современные машины различных марок в авторские реплики "звезд" советского автопрома. Один из лучших примеров их творчества – черная E32 BMW 7-Series, которую тюнинг "состарил" на 70 лет.

Читайте также: