Алтайская кукла своими руками

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 04.10.2024

НАРОДНОЕ ИСКУССТВО / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / ТРАДИЦИИ / НАРОДНАЯ ИГРУШКА АЛТАЯ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / ТЕХНОЛОГИИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ / FOLK ART / CONTINUITY / TRADITIONS / NATIONAL TOY OF ALTAI / ARTISTIC IMAGE / MANUFACTURING TECHNIQUES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шокорова Лариса Владимировна

Проблема изучения традиционной народной игрушки Алтая как составляющей части регионального народного декоративно-прикладного искусства и ее преемственности в современном декоративноприкладном искусстве в настоящее время является чрезвычайно актуальной. Технический прогресс постепенно уводит ручной творческий труд из жизни современного человека, тем самым нарушая преемственность передачи и сохранения традиционных основ ремесла. Это обусловливает новизну исследования. Основная цель данного исследования состоит в выявлении многообразия качеств и свойств природных материалов, семантики и техники изготовления традиционной народной игрушки Алтая ; преемственности культурных традиций в народном декоративноприкладном искусстве Алтайского края. В исследовании использовался общенаучный системный подход, позволивший применить сравнительно-исторический и искусствоведческий методы анализа. В статье рассматривается традиционная народная игрушка, бытовавшая на территории Алтайского края в конце XIX начале XXI в.; проанализированы виды народной игрушки; выявлены устойчивые связи между традициями и современными тенденциями в народном творчестве, которые в настоящее время активно трансформируются.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Шокорова Лариса Владимировна

История развития Сергиево-Посадского института игрушки и его роль в области подготовки специалистов по созданию игрушки

Traditional National Toy of Altai in a Context of Modern Art Culture

The problem of studying traditional folk toys Altai as an integral part of regional folk arts and crafts and its continuity in the modern arts and crafts at the moment is extremely important. Technical progress gradually withdraws manual creative work of modern life, thus breaking the continuity of the transmission and preservation of the traditional foundations of the craft. This leads to the novelty of the research. The main objective of the research consists in identification of variety of qualities and properties of natural materials, semantics and equipment of production of a traditional national toy of Altai ; continuity of cultural traditions in national arts and crafts of the Altai territory. The research is based on the general scientific systematic approach, which allows applying historical and art criticism methods. The article considers the traditional national toy, used on the territory of the Altai Territory at the end of XIX the beginnings of the XXI century; analyses the types of the national toy; and reveals steady relations between traditions and current trends in national creativity which are actively transforming now.

Традиционная народная игрушка Алтая.

УДК 745 (571.150) ББК 85.126.7 + 71.063.131

Традиционная народная игрушка Алтая в контексте современной художественной культуры Л.В. Шокорова

Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)

Traditional National Toy of Altai in a Context of Modern Art Culture

Altai State University (Barnaul, Russia)

Проблема изучения традиционной народной игрушки Алтая как составляющей части регионального народного декоративно-прикладного искусства и ее преемственности в современном декоративно-прикладном искусстве в настоящее время является чрезвычайно актуальной. Технический прогресс постепенно уводит ручной творческий труд из жизни современного человека, тем самым нарушая преемственность передачи и сохранения традиционных основ ремесла. Это обусловливает новизну исследования.

Основная цель данного исследования состоит в выявлении многообразия качеств и свойств природных материалов, семантики и техники изготовления традиционной народной игрушки Алтая; преемственности культурных традиций в народном декоративно-прикладном искусстве Алтайского края. В исследовании использовался общенаучный системный подход, позволивший применить сравнительно-исторический и искусствоведческий методы анализа.

В статье рассматривается традиционная народная игрушка, бытовавшая на территории Алтайского края в конце XIX — начале XXI в.; проанализированы виды народной игрушки; выявлены устойчивые связи между традициями и современными тенденциями в народном творчестве, которые в настоящее время активно трансформируются.

Ключевые слова: народное искусство, преемственность, традиции, народная игрушка Алтая, художественный образ, технологии изготовления.

The problem of studying traditional folk toys Altai as an integral part of regional folk arts and crafts and its continuity in the modern arts and crafts at the moment is extremely important. Technical progress gradually withdraws manual creative work of modern life, thus breaking the continuity of the transmission and preservation of the traditional foundations of the craft. This leads to the novelty of the research. The main objective of the research consists in identification of variety of qualities and properties of natural materials, semantics and equipment of production of a traditional national toy of Altai; continuity of cultural traditions in national arts and crafts of the Altai territory. The research is based on the general scientific systematic approach, which allows applying historical and art criticism methods. The article considers the traditional national toy, used on the territory of the Altai Territory at the end of XIX — the beginnings of the XXI century; analyses the types of the national toy; and reveals steady relations between traditions and current trends in national creativity which are actively transforming now. Key words: folk art, continuity, traditions, national toy of Altai, artistic image, manufacturing techniques.

Традиционная народная игрушка представляет собой часть переселенческой культуры Алтая, сложившейся в результате соединения художественных традиций и эстетического восприятия различных эт-

нографических групп. На Алтае, заселенном кержаками, чалдонами, поморцами, вятскими, казаками, сибиряками, белорусами и другими народностями, бытовали разные виды игрушек, имеющие в своей

основе общую атрибутику древних обрядов, но также и своеобразные отличия, характерные для различных этнографических групп. Традиционная народная игрушка была неотъемлемой частью жизненного уклада населения и создавалась попутно с предметами быта из того материала, который был под рукой, при этом форма игрушек, их конструктивное и декоративное решение всецело зависели от местных условий и уровня развития производства [1].

Игрушки на Алтае изготавливали в основном из природных материалов и кусочков ткани. Тряпичные и вязаные куклы были распространены практически повсеместно и несли в себе таинственную символику древней языческой культуры, являясь одновременно и игрушкой, и оберегом. Схожесть алтайской тряпичной куклы с подобными рукотворными игровыми куклами различных регионов России говорит не только о едином ритуальном и обрядовом происхождении этого вида народного искусства, но и об общих ценностях и преемственности, характерных для мифологического восприятия человека [2].

Из бересты изготавливали погремушки, кораблики, мячи и, конечно, куклы, из лозы плели образ Мирового древа. Из осиновых и березовых чурочек на Алтае изготавливали резных куколок, коников, модели яйца, медведей. Несложными инструментами — топором и ножом — создавались незамысловатой формы, со скупым незатейливым декором скрытых символов уникальные обереги, хранящие теплоту дерева и мастерство создателя. Несмотря на кажущуюся простоту, даже примитивность, резные игрушки несли определенную смысловую нагрузку, зашифрованный этнический код, своеобразный эталон красоты и сакральных ценностей [3].

Белорусские переселенцы привнесли на Алтай традиции изготовления соломенных кукол, схожих по своей форме с локальными вариантами, характерными для других регионов. Часто встречались куклы, плетенные из рогоза. Стилистической особенностью для алтайской плетеной куклы являлась пропорциональность фигуры, что значительно отличало ее от лоскутных большеголовых кукол, далеких от натуры, и вытянутых плетеных кукол Поволжья. В условности и иносказательности образов плетеных рогозовых кукол прослеживаются мощные энергетические силы природного материала, целостная форма и ярко выраженная обереговая функция. Плетеная одежда была проста: цельная плотная юбка, обязательный атрибут — фартук, декорированный простыми плетенками, перевязанная накрест грудь, головной убор.

Существует ли сегодня алтайская народная игрушка и востребована ли она в мире, имеющем тенденцию к саморазрушению, навязанную техническим прогрессом? И для кого она сегодня предназначена — для взрослых в качестве интерьерного украшения или для детей, игры которых в настоящее время имеют универсальный характер? Детский рынок игрушек заполнен сложными, яркими, нарядными, но агрессивно-бездуховными изделиями, с трудом узнаваемыми образами уродливых животных и людей [4]. Ребенка, играющего народной традиционной игрушкой, сегодня встретить крайне сложно. Однако любая рукотворная игрушка в руках ребенка, да и взрослого, оказывает какое-то притягательное воздействие, излучает таинственную мистическую ауру. Возможно, это происходит потому, что в народной игрушке нет персонажей, вызывающих отрицательные эмоции, способных принести вред или зло. Традиционно ведущими образами народной игрушки были образы женщины-матери, коня, птицы, медведя, как символы солнца, добра, продолжения жизни, богатства [5].

И хотя игрушечные изделия, выполненные современными мастерами, часто далеки от традиционных основ, все же вызывают благоговейный трепет энергетикой ручного труда, своей непосредственностью и простотой. Традиционно в народных игрушках не использовались дорогие материалы — применялись только те, что давала природа, обусловливая таким образом экологичность изделия. Современная тенденция к созданию экологически чистой продукции направляет мастеров к изготовлению игрушки из лозы, бересты, глины и т. д. Однако следует отметить, что возрастает тенденция к усложнению игрушки, проявляющаяся как в конструкции форм, так и в декоре изделия.

Традиционная народная игрушка Алтая.

Берестяные игрушки, представленные на художественном рынке Алтая, мало похожи на традиционные берестяные свертыши — это интерьерные куклы, несомненно, имеющие определенный сибирский образ и выполненные с применением сложной технологии. Берестяные куклы по своей форме напоминают собранное воедино множество разных по размеру туесов, скрепленных соединительной оплеткой берестяных фрагментов. Так, тело, ноги, руки куклы представляют собой своеобразные цилиндры-туеса, грудь и плечи покрыты элементами пластовой бересты, а голова в одних случаях бывает выточенной из дерева, в других — также представляет собой цилиндрическую берестяную форму. Все элементы куклы щедро декорированы различными техниками: тиснение, прорезной накладной орнамент, выжигание. В отличие от безликих народных игрушек, у современной берестяной куклы присутствует лицо, на котором обязательным атрибутом является нос и борода, прикрывающая шею. Голову украшает традиционная сибирская шапка-ушанка или кокошник. Берестяные куклы, как правило, достаточно большие — от 30 до 70 см, так как подобных кукол меньших размеров достаточно сложно изготовить. Берестяные куклы покоряют своей теплотой и бархатистостью, от которой невозможно оторваться, яркой индивидуальностью, высоким уровнем мастерства и невероятными декоративными пластическими и образными формами.

Современные глиняные игрушки намного проще и по форме, и по декору. Большинство глиняных кукол выполнено в технике отливки, что значительно снижает ценность ручной работы и приближает изделие к шаблонному образцу. Куклы, изготовленные в технике ручной лепки, встречаются реже и представляют собой образы национальных героев со сложной композиционной схемой. Те и другие варианты глиняных кукол практически не расписываются и имеют природный разнообразный оттенок обожженной глины. Цветовая гамма этого природного материала на Алтае достаточно разнообразна, поэтому изделия из глины, встречающиеся на художественном рынке, имеют множество оттенков. Глиняные игрушки ручной лепки профессионально выполнены, имеют идеальные пропорции и ярко выраженный авторский почерк.

Деревянная игрушка Алтая имеет множество вариаций, образный характер, ярко выраженный психологический портрет. Как и в глиняной игрушке, превалируют образы людей с национальным колоритом, мифических героев, разных животных, а также сюжетные композиции. Весьма разнообразна точеная игрушка. Помимо традиционных матрешек в технике токарного точения изготавливаются герои современных мультфильмов — смешарики, снеговики, пчелки и многие другие персонажи. Точеная игрушка практически всегда расписывается в свободной технике

росписи. Но наибольший интерес вызывает игрушка, выполненная из корней деревьев. Уникальная способность мастеров превращать замысловатые пни, коряги и наросты в определенные образы, создавать необычные пластические ракурсы, в которых движения настолько скоротечны, что зритель не успевает просчитать соотношения определенных частей тела, относит корнепластику к одному из самых интересных видов народного искусства.

Необходимо отметить, что куклы, плетенные из рогоза, в отличие от соломенных, приобретают новое формообразование в связи с соединением в одном изделии различных видов природных материалов. Так, взаимодействие рогоза и полыни в одном изделии придает богатое цветовое решение (от бежево-оливковых оттенков рогоза до матово-голубых цветов степной полыни) и гармоничное цветовое и текстурное сочетание: гладкие, прочные матовые листья рогоза, имеющие от комля до края листа разный цвет и плотность, удачно дополняются мелкой зернистой фактурой полыни. Кукла, изготовленная из двух природных материалов, пахнет свежескошенным сеном в сочетании с горьковатым ароматом полыни. Уникальны варианты плетеных кукол, в которых рогозовые плетенки сочетаются с берестяными вставками, как верхнего белого слоя бересты, так и внутреннего желтовато-золотистого. Цветовая гармония природных оттенков придает плетеной кукле уникальный выразительный образ, душевность и теплоту. Образы плетеных кукол — барышни с коромыслами, букетами цветов, чудаковатые мужички, даже несмотря на то, что не имеют черт лица и полного правдоподобия, все же выражают то главное, что присуще одушевленному персонажу. Плетеная кукла привлекает внимание своей простотой, изяществом и незамысловатостью, теплом человеческих рук.

Проанализировав виды традиционной народной игрушки в контексте современной художественной культуры, можно сделать вывод, что народная игрушка неподвластна модным течениям и продолжает жить в разных ипостасях — как музейный экспонат, сувенирная продукция, интерьерное украшение, детская забава [6]. Являясь одной из древнейших форм народного творчества и своего рода культурным объектом, она продолжает служить своеобразным эталоном красоты, эстетического восприятия и гармонии человека с окружающей природой; сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. Народная игрушка не только удовлетворяет наше историческое любопытство, но и может рассказать о нас самих, являясь связующим звеном в цепи поколений, генетическим кодом памяти, позволяющим передать потомкам ценности прошлого и жизненные принципы будущего. В этом главная ценность традиционной народной игрушки.

Современному мастеру необходимо знать традиции прошлого, в которых переплелись утилитарное и худо-

жественное, материальное и духовное. Это позволит художнику и в наши дни создавать изделия, сохраняющие черты народных промыслов и ремесел, что особенно актуально в связи с развитием индустрии туризма и, как следствие, появлением сувенирной продукции, выполненной в стиле народных художественных промыслов, но без соблюдения технологий и традиций.

Таким образом, на основе традиционного народного творчества алтайские мастера создают уникальные произведения современного декоративно-прикладного искусства, совершенствуя изделия по форме, цвету, материалу и содержанию, и связывают их с современными жизненными потребностями и эстетическими представлениями. Эти изделия не подделываются под дорогие сувениры, а обрабатываются и декорируются в соответствии с собственными природными свойствами, в них отражена специфика конкретного региона и, возможно, через некоторое количество лет алтайскую игрушку можно будет узнавать по стилю, цвету и содержанию, так же как искусство Палеха или Хохломы.

1. Дайн Г. Русская тряпичная кукла. — М., 2008.

3. Симонова А.А. Символическое значение игрушек // Психолог в детском саду. — 2009. — № 1.

4. Бурыкин А.А. Народные игры и игрушки. — СПб., 2000.

5. Ковычева Е.И. Народная игрушка. — М., 2010.

6. Камилова Х. Использование художественных традиций народной игрушки в эстетическом воспитании школьников // Искусство в школе. — 2008. — № 2.

1. МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КЫРЛЫКСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

2. ПЛАН РАБОТЫ

Организационно-подготовительный этап
I.
1. Обоснование возникшей проблемы
2. Поиск и анализ проблемы
3. Выбор темы проекта
Конструкторский этап
II.
1.
2.
3.
4.
III.
Поиск оптимального решения
Выбор оптимального решения
Требования к изделию
Варианты решения проблемы
Технологический этап
1. Внешний вид куклы
2. Детали
3. Изготовление куклы
IV.
V.
VI.
Экономическая и экологическая оценки
проектируемого изделия.
Заключительный этап
Реклама

3. I. Организационно-подготовительный этап

1. Обоснование
возникшей проблемы
Скоро праздник – 8 марта Международный женский день.
Мне нужен подарок маме. У меня есть два варианта
решения этой проблемы: купить подарок в магазине,
изготовить что-нибудь своими руками. Хочу сделать
сюрприз всей семье. Конечно, сходить в магазин и
купить подарок быстрее и проще, чем сделать что-то
самой. Но я решила, что изготовлю подарок своими
руками. У меня много различных интересных занятий.
Я люблю шить, из старых вещей делаю что-то новое.
Мама говорит, что у нее всегда поднимается
настроение, когда она на них смотрит. Свои работы я
всегда выполняю с большим желанием, т.к. мне очень
нравится это занятие. В этот раз я решила
попробовать сделать куклу своими руками. Думаю, это
будет хорошим подарком для моей семьи

4. Поиск и анализ проблемы

2.
Поиск и анализ проблемы
Это моя семья.
Я хочу сделать ей приятное –
подарить сувенир, сделанный
своими руками.
Подарок
Покупной
Сделанный
своими
руками
Вывод: необходимо освоить новый для меня вид
рукоделия – изготовление тряпичной куклы.

5. Варианты кукол

6. История появления куклы

7. 3. Выбор темы проекта

Тема: Изготовление куклы в
национальном алтайском костюме
Цель:
- Научиться новому виду рукоделия.
- Изготовить оригинальную,
неповторимую тряпичную куклу,
которая должна стать подарком

8. II. Конструкторский этап

9. Выбор оптимального решения

2. Выбор оптимального решения
Рассмотрев и проанализировав
возможные варианты идей, я
сделала вывод:
Сшить куклу

10. 3. Требования к изделию

Кукла
Отвечать
гигиеническим
свойствам
Экологически
безопасна
Эстетически
оформлена
Соответствовать
назначению

11. Варианты решения проблемы Конструкция куклы

Изготовление
крыльев
Изготовление
одежды
Оформление
головы
Отделочные
элементы
Изготовление
тела
Размеры
4. Варианты решения проблемы
Конструкция куклы
Кукла
ангел-хранитель

12. Выбор материалов

Для изготовления тела куклы,
используются пластиковая
бутылка,хлопчатобумажные однотонные
и с набивным рисунком ткани.
Для отделки использованы кружева,
тесьма, пряжа, акриловые краски.
В работе использован флизелин,
синтепон.

13. Оборудование и инструменты

14. Технологический этап 1. Внешний вид куклы

15. 2. Детали куклы

Тело: 3 детали (туловище, руки, ноги).
Одежда: Жакет (полочка, спинка, рукава,
воротник) – 4 детали.
Юбка – 1 деталь.
Брюки – 2 детали.
Крылья – 2 детали.
Отделочные элементы: цветок 2 детали;
листья – 2 детали, пояс – 1 деталь,
отделка на юбке – 1 деталь.

16. 3. Изготовление куклы

Раскрой согласно деталей выкройки, с
учетом припусков на швы.
Пошив куклы согласно технологической
карте (творческий проект):
- Изготовление тела куклы,
- Изготовление одежды,
- Изготовление крыльев,
- Оформление головы куклы,
- Отделочные элементы.

17. IV. Экономическая и экологическая оценки проектируемого изделия

Проведя необходимые экономические расчеты,
пришла к выводу: Изделие, выполненное мною,
гораздо дешевле аналогов на рынке, потому
что выполнено из бросового материала.
Вторичное использование пластиковых
бутылок поможет внести свой вклад в защиту
окружающей среды от загрязнения.
Натуральные хлопчатобумажные ткани на
тело и для одежды куклы экологически
безопасны.
Правильное использование инструментов,
швейной машины во время работы не
принесли вреда моему здоровью.

18. V. Заключительный этап

19. VI. Реклама

Создавайте свои игрушки Тильды и
помните, каждая игрушка,
сделанная своими руками –
уникальна и неповторима!
Взрослый человек, занимающийся
пошивом этих замечательных
кукол, словно возвращается в
детство, наполняет свою жизнь
волшебством и гармонией.

Галина Кочкина из села Мартыново Ельцовского района создаёт уникальных кукол.


Сувенирные куклы алтайской мастерицы высоко ценят коллекционеры и любители оригинальных вещей со всего мира.

Подобрали для вас фото работ Галины. Наслаждайтесь!



















Также на XXXI конференции партии подвели итоги работы за последние пять лет и избрали руководящие органы.


Это первый тур Всероссийского турнира среди юношей до 15 лет. На соревнованиях собрались лучшие юниоры Сибири.






В городской администрации состоялось совместное заседание Общественной палаты Барнаула и Совета женщин.




Главный редактор: Турчанинов И.А.

Разработка и техподдержка: Алимпиев М.В.


Такое решение было принято губернатором Алтайского края Виктором Томенко. Расходы бюджета будут увеличены с учётом актуальных задач и.

ЕЛЕНА КОЛОНЦОВА

Делюсь накопленными знаниями с людьми. Веду вебинары, семинары в разных городах, мастер-классы.

Основные темы: Славяно–русские практики. Обережные куклы и работа с ними. Обряды. Взаимодействие со стихиями — огонь, вода, земля, воздух, с сущностями – Леший, Домовой, Лихоманки и прочие. Практики с веретеном. Чтение Мандалы Души. Много методов очищения, включая практики от лени и Кресение.

В результате: у тех, кто много делает — быстро, у тех, кто просто посещает – не быстро изменяется жизнь — уходят страхи, помехи, открываются способности – у кого-то виденье, у кого-то творческий потенциал, у кого-то свой путь или предназначение, находят своё дело, соратников, спутника или приходит долгожданный ребёнок.

Это зависит от того, кто на что нацелен и сколько готов потратить силы на свою мечту. Чудеса однозначно бывают, но над ними нужно хорошо поработать))).

null

null

null


МАСТЕР-КЛАССЫ:

Гирлянда

Стоимость 320 р.

ГИРЛЯНДА ЖЕЛАНИЙ

Наши желания отражают наше мировоззрение и отношение к миру по сути являясь сформулированным образом желаемого будущего.

Загадывая желание, мы формулируем свою мечту, придаём разрозненным мыслям словесную форму, тем самым превращая их в намерение. Намерение, в свою очередь, можно разбить на конкретные, выполнимые задачи и шаг за шагом двигаться к цели.

Поэтому загадывать желания полезно даже закоренелым скептикам.

На мастер-классе вы научитесь делать из своих желаний красивую гирлянду:

Медведи

Стоимость 320 р.

КУКЛЫ И ОБЕРЕГИ НА ЕЛКУ. ВЫПУСК №2

Мы предлагаем другой подход, проверенный веками и многими поколениями наших прапрапра…бабушек. Украшения, сделанные своими руками, наполненные вашей энергией. Игрушки, в которые вложен смысл и значение. Которые помогут вежественно преобразить окружающее вас пространство в соответвии с традициями наших Предков.

Колядник — это призыв нового, вместе с нитками вы вплетаете в украшение свои самые светлые желания, и размещая на макушке ёлки, отправляете свой посыл к Богам с просьбой помочь вам в осуществлении желаемого.

На мастер-классе Елена Колонцова расскажет, как правильно загадать желания.
Вы узнаете о значении:

Читайте также: