Свою красивую руку с длинными розовыми ногтями

Обновлено: 03.07.2024

Вначале Николай Петрович испытывал к своей жене Маше глубокое, нежное и трогательное чувство. Супруги практически не расставались. Так прошло 10 лет, а затем жена Кирсанова скончалась. Николай Петрович едва смог вынести этот удар. Прошло 10 лет, прежде чем его сердце смогло вместить новую любовь.

Фенечка не равна ни по общественному положению, ни по возрасту Николаю Петровичу. Однако это не остановило Кирсанова. Героиня родила ему второго сына. Эта дочь бывшей экономки Николая Петровича смогла наполнить дом радостью и осветить жизнь Кирсанова на склоне лет.

Второстепенные персонажи

Большую роль в романе играют также и второстепенные персонажи, на примерах которых автор демонстрирует разное отношение людей к жизни, происходящему вокруг них и других людей.

Василий Иванович Базаров

Отец Евгения – это небогатый, но добрый человек, который живет и управляет хозяйством своей жены. Занимается хирургией, так как ранее был медиком в армии. Он очень любит своего сына, поэтому беспокоится за его взгляды и поведения.

Василий Базаров уже давно живет в деревне, поэтому он не понимает большинство прогрессивных идей (и он даже немного переживает по этому поводу). Он религиозен и консервативен, но не стремится переубедить своего сына.

Арина Власьевна Базарова

Пожилая дворянка, мать Евгения, очень религиозна и набожна. Она очень добра и ласкова к сыну, и ее очень беспокоит его отречение от веры. Поддерживает своего мужа Василия и всегда ведет себя корректно и умно, ее окружает порядок. После смерти сына очень переживает, поэтому над его телом проводят религиозный обряд, который сам Евгений никогда не признавал.

Анна Сергеевна Одинцова

Молодая вдова Анна Одинцова становится предметом любовного интереса сразу двух мужчин – и Евгения Базарова, и Аркадия. Тем не менее, она симпатизирует лишь одному из них (Базарову), но на признания в чувствах не отвечает взаимностью.

Анна ведет себя высокомерно и гордо, поэтому со временем чувства Аркадия к ней утихают. В финале романа читатель понимает, что она просто одинокая и несчастная женщина, которая никогда никого не любила, кроме себя самой. После того, как ее сестра Екатерина выходит замуж, а тетя умирает, Анна остается совсем одна.

Катерина

Вместе с Анной Одинцовой и ее тетей проживает скромная девушка Катерина (или Катя), которую воспитывали в строгости. Она выросла скромной, но очень доброй и отзывчивой, любит слушать музыку или играть самой, предпочитает проводить время на природе. Когда Аркадий был влюблен в Анну, он проводил много времени с Катериной, так как сама Анна не стремилась отвечать на чувства взаимностью.

По мере взросления Аркадия его взгляды на мир и окружающих людей меняется, поэтому он остывает к Анне Одинцовой и все больше внимания обращает на скромную Катерину. Та отвечает взаимной симпатией, и в финале они с Аркадием женятся.

Тайна первой фразы романа


Возраст

К восемнадцатилетию брата Николая, которому в начале романа 44 года, Павел уже стал офицером:

Перелом в душе Евгения Базарова


В герое с этого момента живут два человека. Первый и них является противником романтических чувств. Духовная природа любви отрицается им. Второй — одухотворенно и страстно любящий человек, который столкнулся с таинством этого чувства. Евгений обычно не придает внешнему виду человека большого внимания, однако его поразила красота Одинцовой, и он увлекся ей. Отрицавший ранее красоту герой теперь становится захвачен ею. Базаров, отвергавший любовь, начинает испытывать это чувство. Сам Евгений осознает, что бороться с собой — безнадежное дело!

Внешность

Базаров посмеивается над его аристократичным внешним видом, считая это щегольством совсем неуместным в деревне:

Взаимоотношения Аркадия и Кати

любовь в романе и с тургенева отцы и дети

В конце романа уезжает в Германию.

Возраст

На момент начала романа Павлу Петровичу около 50 лет, но внешне он выглядит несколько моложе:

К восемнадцатилетию брата Николая, которому в начале романа 44 года, Павел уже стал офицером:

Происхождение

По происхождению Павел Петрович — потомственный дворянин. Сын боевого генерала 1812 года Петра Кирсанова, человека полуграмотного и грубого:

Унаследованным от отца имением братья Кирсановы владеют совместно, но Павел Петрович не лезет в дела хозяйства:

История жизни

В молодости он вел активную общественную жизнь, но мало внимания уделял наукам:

— А чудаковат у тебя дядя, — говорил Аркадию Базаров, сидя в халате возле его постели и насасывая короткую трубочку. — Щегольство какое в деревне, подумаешь! Ногти-то, ногти, хоть на выставку посылай!
— Да ведь ты не знаешь, — ответил Аркадий, — ведь он львом был в свое время. Я когда-нибудь расскажу тебе его историю. Ведь он красавцем был, голову кружил женщинам.
— Глава IV

В двадцать восемь он уже был капитаном, его ждала блестящая карьера. Однако всё внезапно изменилось: в петербургском свете появилась женщина, ставшая для Кирсанова роковой. Павел Петрович страстно влюбился в княгиню Нелли Р., слывшую в свете легкомысленной кокеткой:

Однако любовь не принесла Кирсанову счастья: ответив вначале на его чувство взаимностью, княгиня Р. вскоре охладела к нему. Но это не остановило героя. Много лет он пытался хранить эти отношения, много лет эта иссушающая, изнуряющая страсть не давала ему покоя:

Расставшись с княгиней Р., Кирсанов пытался зажить старой, привычной жизнью, что ему, однако, не удалось. Он состарился, поседел, о романах уже не помышлял:

Позже, в 1848 году, он узнал о смерти возлюбленной:

Незадолго до этого умерла жена и его брата Николая. Спустя полтора года Павел Петрович перебрался к нему в деревню:

Здесь он жил практически затворником, не общаясь с соседями, а последние три года и вовсе не покидал имения:

Дальнейшая судьба

Он придерживается славянофильских воззрений. Ничего русского не читает, но на письменном столе у него находится серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя. Но все же живется Павлу Петровичу не легко:

Отношения с Базаровым

Прибыв в родительское имение, Аркадий Кирсанов знакомит своего отца и дядю с нигилистом Евгением Базаровым, с которым сдружился в последний год учебы в Петербурге. Павлу Петровичу сразу не нравится Базаров, в прочем, это чувство было обоюдным:

Как только молодые люди уходят привести себя в порядок перед обедом, Павел Петрович начинает расспрашивать брата о Базарове, не скрывая свою неприязнь к гостю:

— Кто сей? — спросил Павел Петрович.
— Приятель Аркаши, очень, по его словам, умный человек.
— Он у нас гостить будет?
— Да.
— Этот волосатый?
— Глава IV

Позже и Базаров высказывает Аркадию мнение о его дяде: для него он чудак и щеголь, неуместный в деревне:

— Ну, словом, — продолжал Аркадий, — он глубоко несчастлив, поверь мне; презирать его — грешно.
— Да кто его презирает? — возразил Базаров. — А я все-таки скажу, что человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек — не мужчина, не самец. Ты говоришь, что он несчастлив: тебе лучше знать; но дурь из него не вся вышла. Я уверен, что он не шутя воображает себя дельным человеком, потому что читает Галиньяшку и раз в месяц избавит мужика от экзекуции.
— Глава VII

Павел Петрович и Базаров расходятся во взглядах практически на все, при этом, оба уверенны в себе и готовы отстаивать свое мнение. Между ними возникают постоянные споры. Но помимо противоречий во взгляда, мужчину беспокоит и то как Базаров влияет на его неопытного племянника:

Дуэль с Базаровым

Заключительным аккордом конфликтов между Павлом Петровичем Кирсановы и Евгением Базаровым, становится дуэль, из-за поцелуя последнего с Фенечкой, гражданской женой Николая Петровича.

Они стреляются тайно и без секундантов, пригласив для свидетельства одного только слугу Петра. Перед дуэлью они пишут предсмертные записки, снимающие вину с другого.

В ходе дуэли Евгений ранит Павла Петровича в ногу. Старый дворянин протестует его помощи, желая снова стать к барьеру и продолжить драться насмерть. Базаров же действует как врач: помогает аристократическому противнику, осматривает, перевязывает, хотя и в этот момент посмеивается над его аристократизмом:

Признаться домашним в истинных причинах они не хотят и говорят, что стрелялись из-за политических разногласий.

— Брата не обманешь, надо будет сказать ему, что мы повздорили из-за политики.
— Очень хорошо, — промолвил Базаров. — Вы можете сказать, что я бранил всех англоманов.
— Глава XXIV

После этого Базаров уезжает от Кирсановых к своим родителям. Прощаясь Павел Петрович даже пожал Базарову руку, но тот не поверил в искренность этого жеста:

Внешность

Павел Петрович — красивый аристократичный мужчина. Хотя он практически не покидает имение и не общается с соседями, Павел Петрович очень хорошо одевается и с крайней щепетильностью следит за своим внешним видом:

Базаров посмеивается над его аристократичным внешним видом, считая это щегольством совсем неуместным в деревне:

Цитатная характеристика

Аристократизм и любовь Павла Петровича к роскоши демонстрирует и его кабинет:

Он очень высокомерен. Находясь в высшем обществе он ведет себя как джентльмен, но в общении с простолюдинами не особо скрывает своего презрения, хотя и старается выглядеть великодушным:

При этом Павел Петрович по обыкновению является учтивым и вежливым человеком, даже с людьми раздражающими его:

Он желчный человек (зло-насмешливый), но его насмешки выглядят даже мило и прилично:

Он вспыльчив и упрям, по словам его брата:

У Павла Петровича есть чувство собственного достоинства:

По его мнению, уважение к себе важно не только для самого человека, но и для общества в целом:

Помимо прочего, окружающие уважали его за безукоризненную честность:

Племянник и брат считают его умным человеком:

По мнению брата он хорошо разбирается в людях:

Павла Петровича сложно назвать добродушным человеком, но родные считают, что у него добрая душа:

Павел Петрович искренне любит своего младшего брата Николая, хотя у них и совсем разные характеры, и неоднократно помогает ему деньгами:

И.С.Тургенев — мастер художественного слова, тонкий исследователь актуальных проблем России не только ХIХ века, но и вневременных проблем. Поэтому используемые им средства раскрытия характеров очень многообразны и художественны.

Характер персонажа раскрывается писателем в портрете.

Так, портрет Базарова подчеркивает его демократичность


В портретном описании героя выделяется еще одна особенность создания образа — это внимание писателя к детали: герой не сразу подает руку Николаю Петровичу, потому что горд и опасается пренебрежительного отношения дворянина. В представлении же оппонента Базарова Павла Петровича Кирсанова подчеркивается его аристократизм и ощущается ирония автора.

В портрете подчеркивается и антагонизм героев (красная рука Базарова и красивая с длинными ногтями рука Кирсанова-старшего).

Пейзаж как средство раскрытия характеров

Описание пейзажа и владений Николая Петровича характеризуют его неумение хозяйствовать.

«…и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, до половины разметанными крышами. Как нарочно, мужички встречались все обтреханные, на плохих клячонках «.

История жизни Николая Петровича, рассказанная автором, и история несчастной любви Павла Петровича, рассказанная Аркадием, дают представление о разном характере братьев.

Контраст несчастной любви Павла Петровича и самого Базарова — в их отношении к своему чувству:

  • для Павла Петровича жизнь кончена,
  • Базаров с достоинством выносит отказ.

Чрезвычайно интересную характеристику героев дает их речь:

  • речь Базарова демократична, в ней выражается уверенность в себе, часто его фразы представляют собой афоризмы
  • речь Павла Петровича сочетает в себе французские, русские слова с устаревшим произношением

Изменения, происходящие в главном герое, отражаются и в его речи. Перед смертью Базаров произносит почти поэтическую фразу (это он, призывавший Аркадия не говорить красиво):

Характеристику персонажей можно услышать и из уст других действующих лиц.

Так, Базаров говорит Одинцовой:

отражая высший принцип покоя жизни, который исповедует Одинцова. Прощаясь с Аркадием, Базаров объясняет, почему Аркадий не соратник ему:

Тургенев — мастер художественной детали.

Подчас именно деталь передает душевное состояние героев и объясняет их поступки. Так писатель подчеркивает, что когда после разговора с Базаровым Анне Сергеевне захотелось остановить его, вошла горничная с подносом. И Анна Сергеевна сдержала свой порыв. Одна деталь — и какое верное психологическое объяснение.

Иногда автор сам вмешивается в повествование и предлагает читателю самому догадаться о чувствах героев:

Контраст как прием Тургенева

Художественный прием, который активно использует автор в романе, -это контраст. Именно таковы образы Базарова и Павла Петровича, хотя это противопоставление вмещает в себя и много общего. На контрасте построено и развитие образа главного героя. так, Базаров-теоретик и Базаров-человек — весьма различны.

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

СМЫСЛ НАЗВАНИЯ РОМАНА И. С. ТУРГЕНЕВА “ОТЦЫ И ДЕТИ”

Самые значительные произведения русской литературы XIX ве­ка отличаются постановкой важнейших социальных, философских, этических вопросов своего времени. Богатство проблематики со­ставляет одно из главных качеств, характерных для произведений русской классической литературы. Это качество наглядно проявля­ется в их заглавиях, часто выражающих в условной, обобщенной форме суть поднимаемых проблем. Особую группу составляют за­главия, заключающие в себе антитезы: “Война и мир”, “Преступле­ние и наказание”, “Волки и овцы”. Сюда относятся “Отцы и дети” И. С. Тургенева. Это самый известный роман писателя. О чем он? Почему сохраняет он и сейчас для нас свою ценность? Для понима­ния произведения важно уяснить смысл его названия. Это не так легко, как может показаться. Заглавие романа не содержит прямого объяснения. Скорее, оно представляет задачу, поставленную перед читателями. Найти ее решение — значит приобщиться к тем идеям, которые в художественной форме воплотились в романе Тургенева.

Сосредоточивая внимание на заглавии, необходимо учитывать его роль и место в художественной системе, которую представляет собой любое литературное произведение. Как известно, в последнем выделяются три стороны: предметная, словесная и композицион­ная. Главными элементами предметного мира произведения явля­ются персонажи, рассматриваемые в рамках сюжета. Заглавие не­редко связано с указанными элементами. Важнейшая сторона лите­ратурного произведения — его речевой строй также проявляется в заглавии, представляющем словесную конструкцию, не только ука­зывающую на предмет, но и отражающую авторский выбор самых подходящих слов. Кроме этого, заглавие, являясь абсолютным на­чалом текста, несет важную композиционную функцию, объединяя все элементы художественной системы. Их вышеобозначенная связь с заглавием подчеркивает особую роль последнего и намечает те направления, в русле которых целесообразно проанализировать заглавие романа “Отцы и дети”.

Во вступлении было указано на группу заглавий произведений русских классиков, к которой примыкают “Отцы и дети”. Более пристальный взгляд позволяет выделить в рассматриваемом загла­вии некоторую особенность по сравнению с названными романами Толстого и Достоевского. “Война и мир”, “Преступление и наказа­ние” как заглавия содержат противопоставление и сопоставление отвлеченных понятий. “Отцы и дети” заключают в себе указание на действующих лиц и их расстановку, обобщенно представляют систему персонажей романа. В сознании читателя, обогащенного житейским опытом, отцы и дети мыслятся в неразрывной и неред­ко конфликтной паре. В этом заключается другая особенность при его сравнении, например, с “Волками и овцами” А. Н. Островского. Какой же конфликт задается самим названием романа? Смена по­колений, вытеснение старого новым — проявление всеобщей жиз­ненной закономерности. Роман Тургенева вряд ли является простой иллюстрацией этой мысли, блестяще выраженной Пушкиным во второй главе “Евгения Онегина”:

Увы! на жизненных браздах
Мгновенной жатвой поколенья,
По тайной воле провиденья,
Восходят, зреют и падут;
Другие им вослед идут.

Тургенев сосредоточивается на особенностях конкретного прояв­ления общей закономерности. В связи с этим роман оказался очень злободневным. По-другому можно сказать, что современный жиз­ненный материал осмыслялся Тургеневым с позиций общечелове­ческих понятий. Такая позиция писателя предопределила наличие второго, глубинного пласта содержания романа, в котором выдвига­ются “вечные” темы. Современно-бытовое и вечное сталкиваются в романе, создавая его многомерность, делая картину изображения действительности более сложной, более жизненной. Не случайно роман начинается точной датой (20 мая 1859 года), а заканчивается проникновенными словами Тургенева о “вечном примирении и о жизни бесконечной. ”. Необходимо отметить, что такое понимание романа вступает в противоречие с широко распространенным взгля­дом на него Д. И. Писарева, сосредоточившегося на уровне идейно­го конфликта молодого и старшего поколений. Проблему “отцов и детей” критик пытался решить практически, исследуя, “как дейст­вуют на человека, подобно Тургеневу, идеи и стремления, шевеля­щиеся в нашем молодом поколении. ”. Для Писарева Тургенев — “один из лучших людей прошлого поколения”. Поразительно, что критик не оставляет автору права быть главным выразителем идей своего романа. Его “мнения и суждения”, “выраженные в неподра­жаемо живых образах, дадут только материалы для характеристи­ки прошлого поколения в лице одного из лучших его представите­лей”. Писарев увидел “выведенные явления жизни” как очень близкие для себя, такие близкие, “что все наше молодое поколение со своими стремлениями и идеями может узнать себя в действую­щих лицах этого романа”. Именно эта близость оказалась главным фактором, повлиявшим на мнение автора критического разбора ро­мана в 1862 году. Разбор не случайно назван именем главного героя, в котором сосредоточился, по критику, весь смысл романа: “теперешние молодые люди увлекаются и впадают в крайности, но в самих увлечениях сказываются свежая сила и неподкупный ум; эта сила и этот ум. выведут молодых людей на прямую дорогу и поддержат их в жизни”. Поэтому критик мог написать такие слова: “Когда умер такой человек, как Базаров. тогда стоит ли следить за судьбою людей, подобных Аркадию, Николаю Петровичу, Ситникову?” Между тем, на наш взгляд, судьба названных героев имеет прямое отношение к общему смыслу романа, ключ к которому за­ложен в его названии.

Не будем осуждать Писарева за то, что он сузил, на наш взгляд, смысл романа и соответственно смысл его названия. Глубина турге­невского произведения выявилась с определенного исторического расстояния. Не исключено, что в будущем добавятся новые штрих! к пониманию “Отцов и детей”.

На сюжетном уровне название “Отцы и дети” задает тему взаимоотношений двух поколений мыслящей части русского общества в 60-е годы XIX века. Это было время появления в России новой общественной силы — разночинной интеллигенции. Дворянское сословие перестало безраздельно господствовать в обществе. Тургенев запечатлел социальный конфликт своего времени, конфликт между дворянами и “третьим” сословием, активно выступавшим на историческую арену. Главные представители названных общественных сил в романе — Павел Петрович Кирсанов и Евгений Базаров. Демократизм Базарова и аристократизм Кирсанова Тургенев подчер­кивает даже мелкими, но очень характерными деталями. Сравним описание героев в одинаковой ситуации: при рукопожатии. Знако­мясь с Базаровым, Николай Петрович стискивает “его обнаженную красную руку, которую тот не сразу ему подал”. А вот другое опи­сание: Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, — руку, показавшуюся еще красивей от снежной белизны рукавчика, застегнутого одиноким крупным опалом, и подал ее племяннику”. Принципиальным явля­ется различие в одежде героев и их отношении к ней. Базаров гово­рит: “Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одежонку”. “Одежонка” Базарова — “длинный балахон с кистя­ми”. Не случайно в то же “мгновение” появляется Павел Петрович, “одетый в темный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки”. Задумаемся о том, как можно осмыслить противопоставление героев по одежде. Ясно, что за небрежностью Базарова стоит его “нигилизм”, а за изысканностью Кирсанова — его “принсипы”. Однако нельзя забывать, что перед нами люди раз­ного возраста, разных поколений. Каждое поколение имеет свою моду, в том числе на одежду. Отцы и дети должны отличаться друг от друга. Внешнее различие — только знак отличия внутреннего. Без него не будет развития. Время не стоит на месте. Сын повторя­ет отца на новом уровне, это можно проследить на примере Арка­дия и Николая Петровича. Однако главный вопрос состоит в том, что приносит новое поколение. Хочется верить, что история идет по пути прогресса. Но разве не возможны издержки? Все это “заложе­но” в понятие “отцов и детей”, которое, применительно к роману Тургенева, не сводится к однозначному противопоставлению “отцов” (либеральных дворян) и “детей” (демократов). Политичес­кий конфликт — может быть, главный конфликт тургеневского времени, но не тургеневского романа. Столкновение главных героев выявляет глубочайшее различие всего их мировоззрения, а оно не может быть резко обособленным у каждого поколения. В этой среде новое вызывает сигнал тревоги, привлекает напряженное внимание с целью разобраться, что отрицается, что предлагается взамен. И здесь проявляется “детская” черта Базарова, которому легче отри­цать, чем создавать. “Отцы” в чем-то оказываются, как это и поло­жено, мудрее “детей”, пока последние, в свою очередь, не стали от­цами. “Отцы” не отрицают ни Рафаэля, ни Пушкина, сами вопло­щают определенный жизненный опыт. Он получает новое освеще­ние, когда Базаров повторяет ситуацию Павла Петровича. Вместе с тем новая жизнь, новая обстановка “отставляет” таких людей, как братья Кирсановы. Сам Николай Петрович соглашается, что “пе­сенка наша спета”. Однако “дети”, вытесняя “отцов”, сами оказы­ваются бессильными перед временем. Это остро осознает Базаров в сцене, где он говорит: “. и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностью, где меня не было и не будет. ” Проблема “отцов и детей” получает в романе Тургенева философское обобщение.

Что представляет название романа в плане словесном? Выраже­ние “отцы” и “дети” в контексте романа неоднозначно. У Базарова и Аркадия отцы — участники сюжета. Упоминаются прямые родст­венные связи других персонажей. Однако название романа метафо­рично. Под “отцами” можно понимать все старшее поколение, на смену которому идут молодые — “дети”. Важно отметить образ­ность названия. Мысль, заключенную в нем, трудно было бы выра­зить с помощью отвлеченных понятий, например: “Старые и новые”. Сколько сюда не вошло разных смысловых нюансов!

Заглавие романа Тургенева несет важную организующую функ­цию. Тема “отцов” и “детей” буквально пронизывает все повество­вание. Уже в самом начале Николай Петрович Кирсанов представ­ляется читателям и как отец, ждущий сына, “получившего, как некогда он сам, звание кандидата”, и как сын “боевого генерала 1812 года”. Он же в десятой главе вспоминает, как сказал однаж­ды своей матушке, что “вы, мол, меня понять не можете; мы, мол, принадлежим к двум различным поколениям”. “Вот теперь настала наша очередь. ” — продолжает Николай Петрович. В ис­ториях героев постоянно намечаются противопоставления поколе­ний. Так, Базаров говорит о своих родителях: “Я думаю: хорошо моим родителям жить на свете! Отец в шестьдесят лет хлопочет, и матери моей хорошо: день ее до того напичкан всякими за­нятиями, ахами и охами, что ей и опомниться некогда, а я. ” Особенно значительны размышления Николая Петровича в один­надцатой главе, когда он ясно осознал свое разъединение с сыном. “Брат говорит, что мы правы, — думал он, — и, мне самому кажется, что они дальше от истины, нежели мы, а в то же время я чувствую, что за ними есть что-то, чего мы не имеем, какое-то преимущество над нами. Молодость? Нет: не одна только моло­дость”.

В романе Тургенева звучит мотив перемен. “Преобразования не­обходимы. ” — думает Аркадий, подъезжая с отцом к усадьбе. “Прежде были гегелисты, а теперь нигилисты”, — восклицает Павел Петрович. Мотив перемен звучит и в эпилоге. Базаров ока­зался выключенным из жизни. Его попутчик Аркадий сам стал отцом и пошел по пути своего отца. Однако он добивается в хозяй­стве лучших результатов, и “ферма” уже приносит довольно значи­тельный доход. Видно, что-то “новое” у Аркадия все-таки есть. Но как-то неловко становится, вспоминая его дружбу с Базаровым.

Случайно ли Николай Петрович вспоминает в самом начале стихи Пушкина? О чем они?

Как грустно мне твое явленье,
Весна! Весна!
Или с природой оживленной
Сближаем думою смущенной
Мы увяданье наших лет,
Которым возрожденья нет?

Конечность человеческой жизни и бесконечность действитель­ности — и об этом напоминает нам роман, являющийся докумен­том своей эпохи.

Как можно обобщить все вышесказанное? В чем же, наконец, смысл названия романа? “Отцы и дети” — это символ вечно обнов­ляющейся жизни. Роман “Отцы и дети” — о жизни, такой, какая предстала перед Тургеневым, и такой, как он ее понял.

Читайте также: