Маска по истории 5 класс своими руками

Обновлено: 12.07.2024

Коломбина — традиционный персонаж итальянской народной комедии масок , служанка, участвующая в развитии интриги, в разных сценариях также называемая Фантеской, Серветтой, Франческиной, Смеральдиной, Мирандолиной и т.д. Коломбина (голубка, итал.) — маска, которая прикрывает только глаза, не закрывая всего лица. По легенде, очень красивая актриса комедии дель арте, отказалась закрывать лицо маской, и специально для нее, чтобы не отходить от традиции, придумали маску, закрывающую лишь глаза. Платье Коломбины обычно состояло из лоскутов и заплаток, и было похожее на костюм ее партнера Арлекино. Также Коломбина накладывала обильный макияж вокруг глаз и носила тамбурин, с помощью которого отмахивалась от настойчивых ухаживаний Панталоне.
Большую популярность маска Коломбины, получила во французском театре. Крестьянская девушка, в городе чувствующая себя неуверенно и непривычно, служанка, деревенская дурёха, и по характеру схожая с Арлекином. Во французском театре крестьянские черты Коломбины стёрлись, и маска стала меняться по отделке, но не меняла своей формы.

Венецианские маски

Маскарад в солнечной Италии не обходится без карнавальных костюмов, заметным элементом которых являются венецианские маски. Полностью скрывающие лицо аксессуары способны придать загадочность образам, при этом, сохраняют характерные черты разных личностей, отличающие их от других. Полумаски, приоткрывающие нижнюю часть лица, позволяют околдовать собеседника чарующей улыбкой. Их можно надеть и без костюма.
Немного истории Известно ли вам, что раньше маски использовались венецианцами в повседневной жизни? Небольшой итальянский город, расположенный на севере страны, всегда был немного обособлен, поэтому большинство людей в Венеции прекрасно знали друг друга. Когда же возникала потребность скрыть от постороннего взора свою личность и социальный статус (иногда даже пол), венецианские маски хорошо помогали в этом. С течением времени наступил период, когда в Венеции стало невозможно повседневно носить маски. Но они по-прежнему остаются самыми востребованными аксессуарами во время торжеств и карнавалов.
Карнавальные маски: современное воплощение венецианских традиций Материалом для изготовления венецианских масок, предназначенных для ношения, чаще всего является папье-маше и кожа. Для сувенирных образцов может быть использована керамика и фарфор. А украшены они обычно позолотой, серебром, кружевом, шелком, перьями и другими разновидностями декора. По своей конструкции венецианские маски могут закрывать всю голову (лицо, темя и затылок) или прикрывать только лицо. Удерживается такой аксессуар при помощи лент, которые завязываются на затылке (или резинки в современном варианте). Если маска слишком тяжела, закрепляется веревочка, и человек придерживает ее зубами. Аксессуар может удерживаться с помощью удобной рукоятки.
По своей сути карнавальные маски – вариации масок итальянского уличного театра комедии. Самые известные из них — Арлекин и Коломбина. Все герои имеют ярко выраженные характеры и свойственную только им манеру одеваться.
Популярные карнавальные маски, не имеющие отношения к храму Мельпомены: • Венецианская дама. • Доктор Чумы. • Кот. • Баута (черно-белая маска). • Горожанин, лицо (Volto). Первая из них – образчик изысканной элегантности и утонченности.
Существует множество разновидностей дамских масок. Самый лучший способ ощутить романтичность венецианских карнавалов – надеть маску. Тематические вечеринки, новогодние праздники – отличный повод для этого.

Warka

5000-летняя Маска Warka, как полагают, является самой старой из дошедших до наших дней масок.
Маски использовались в церемониальных, эстетических, и практических целях.В древности маски использовались как защита и оборона от злых духов.
Людям на протяжении всех веков было свойственно менять свой внешний облик под влиянием тех или иных традиций, социальных и исторических факторов.В 1608 году церковь издала официальный запрет на ношение масок, чтобы пресечь все неправедные поступки прихожан.
Начиная с древних времен, нанесение на лицо боевого окраса при помощи глины, угля, белил или красной краски, было практической необходимостью: по окрасу различали членов разных общин и племен, без него они редко выходили на охоту, не говоря уж о каких-либо сражениях. Позже из-за необходимости в распознавании членов общества начали использовать татуировки, которые, в отличие от рисунка краской, оставались на коже посмертно. Современный же человек, не забывая обычаи и традиции древних народов, меняет очертания своей внешности при помощи косметики или даже пластической хирургии, что говорит о том, что традиция носить маски продолжается.
.Маски бывают разные,каждая имеет свой ярко-выраженный характер. Карнавальная маска – это удивительная вещь, которая прячет Ваше лицо и в то же время привлекает внимание.


Кис-Кис…

Древнейшая маска

Древнейшая маска "духов" в мире — 9000 лет (эра неолита). Изготовлена она из известняка, найдена была в Иудейской пустыне.

Самая известная маска в мире

Маски позора в Средневековой Европе

Самые старые маски в мире

Маска Шута

Маска Шута и ее женский вариант Жоли. Распространенная еще в средневековье, и до сих пор очень популярна на карнавалах.
Зародившись в Италии, она быстро завоевала всю Европу и оказала огромное влияние на испанский, голландский, немецкий, австрийский, английский и,французский театры. В те времена люди воспринимали шутов и юродивых как особенную касту, которую Бог наградил каким-то ребяческим безумием. Умственно неполноценные люди тех лет частенько зарабатывали себе на хлеб, выкидывая всякие неожиданные коленца и откровенно дурачась. Шуты обычно носили костюмы ярких расцветок, сотканные из множества зачастую не сочетающихся лоскутов. Их головные уборы были особенно знамениты — они шились из ткани, колпак украшался звонким бубенчиком. Помимо яркого,лоскутного костюма и шутовского колпака, был еще фальшивый скипетр(жезл — символом короля)

Маска семейного благополучия

Обычно одна маска как бы смеется, а другой уголки губ опущены вниз, вместе они символизируют комедию и трагедию, два основных жанра сценического искусства.

Известно, что родиной европейского театра является Древняя Греция . Однако, он появился не как развлечение, а как религиозное действие! Аналоги костюмированных ритуалов мы можем видеть практически у всех народов - от Африки до Японии, только не везде они развились в нечто большее.

Древнегреческий театр был воплощением условности : по внешнему виду актера зритель мог сразу понять, кто перед ним - бог, герой, царица или простолюдин.

В этом плане он очень близок к театру Кабуки. Например, все женские маски были белыми , потому что античная женщина большую часть времени проводила под крышей дома, мужские же маски были гораздо темнее, как бы со следами загара. Кстати, традиция изображать женское тело светлее мужского была воспринята художниками последующих поколений и просуществовала до XIX века.

Изначальный смысл данного ритуала - обеспечение плодородия в будущем, контакт с богами. Разыгрывание сцен из жизни богов характерно и для знаменитых Элевсинских мистерий , рассказ о которых есть на канале.

Постепенно представления приобретали все более светских характер, хотя сюжеты большинства пьес все равно строились на базе мифов.

Маски не сразу стали такими, какими мы привыкли их видеть на фресках и мозаиках. Римский поэт Гораций называет изобретателем масок Эсхила, великого драматурга VI века до н.э. Однако он не изобрел маски, а усовершенствовал ранее существовавшие технологии. Вероятно, он первый стал использовать раскрашенные полотняные маски, изготовленные из льняной ткани, вымоченной в гипсе. Они были и легкими, и прочными одновременно!

Как правило, у маски был прорезное отверстие для рта, чтобы актера было слышно (у тех, кто играл роли без слов, маска была цельной).

В Лексиконе Поллукса выделяется 28 видов масок для трагедии , которые делались не для отдельной роли, а представляли собой некий типовой образ, амплуа, и могли использоваться в разных представлениях.

Отдельную группу составляли маски для сложных образов, например, многоглазый Аргус или Медуза Горгона. Для древней комедии Поллукс не указывает разновидности масок, говоря, что в таких пьесах маски или изображали осмеиваемых лиц или это были карикатурные, фантастические фигуры в человеческих масках, с какими-то признаками своей роли ( по аналогии с тем, как сейчас люди играют животных в детском театре - достаточно прицепить хвост и ты уже как бы волк ).

В древности образ маски часто использовали в декоре зданий театров, эта традиция дожила до наших дней

В древности образ маски часто использовали в декоре зданий театров, эта традиция дожила до наших дней

В каком-то смысле маска была важнее самой актерской игры, так как зритель видел именно ее. От искусства изготовителя маски, его способности понять психологию персонажа, напрямую зависел успех карьеры того, кто эту маску будет носить.

В больших античных амфитеатрах маски и различные приспособления, увеличивавшие рост и размер тела актера (например, накладки и котурны), были насущной необходимостью - биноклей тогда не было, ЖК-экранов тоже.

Все, что происходит на сцене, надо было разглядеть даже с самых верхних рядов. При этом один актер мог играть в пьесе сразу несколько ролей, поэтому без масок тут было никак не обойтись!

Понравилась статья?

Название у техники папье-маше французское, а вот зародилась она в Китае. Шлемы и доспехи делали из многочисленных бумажных слоёв, что уж говорить об изделиях, которым хватило бы и немного меньшей прочности. Старинная техника здравствует и по сей день, и сегодня чего только из неё не делают: игрушки, украшения, а также, например, маски. На карнавал, на Новый год они будут эксклюзивным инструментом создания праздничного, загадочного образа.

Как выбрать основу?

Папье-маше, как несложно догадаться, является бумажной массой. А чтобы масса держала форму, в неё добавляют клей ПВА или другой клейстер-скрепитель. Бумага, старые газеты, салфетки, бумажные полотенца тоже будут подходящим сырьём. А вот для основы, без которой не сделать маску, можно подобрать один из двух вариантов: либо любую старую маску, идеальную по посадке на лице, либо надутый воздушный шарик.

Если выбран первый вариант, заготовкой станет просто стандартная маска, без декора и неровностей, без заметных дефектов на плоскости. Её рекомендуют обернуть пищевой плёнкой. Делают это, чтобы бумажная масса, которая будет облеплять заготовку, не прилипала к ней.

Воздушный шарик тоже довольно удобен в использовании: впоследствии он легко удаляется, сам рвётся, когда высыхает материал.

Также основу для маски можно соорудить из фольги. Фольгу нужно сложить в несколько слоёв и приложить к лицу, а потом пальцами сделать вдавливания по форме лица, чтобы фольга повторяла его контуры. Можно сказать, что это будет почти слепок. Правда, это не единственный способ изготовления основы прямо по лицу.

Как использовать лицо вместо основы?

Готовую пластичную массу накладывают аккуратно, давая ей возможность принять очертания лица модели. И снимают впоследствии также максимально осторожно, чтобы не повредить застывший слой. Конечно, для такого деликатного дела потребуется не просто бумажная масса, а скульптурный пластилин.

А так как не все справляются с этим материалом (действительно, нужна сноровка), сделать маску с помощью фольги кажется более доступной идеей. Уже снятую с лица фольгу оглядывают на предмет неровностей, корректируют, делают прорези для глаз и носа.

Если кое-где недостаточно объёма, добавляют пластилин.

Пошаговая инструкция создания

Начинать работу разумнее с создания эскиза. И пусть он будет перед глазами, не давая мастеру отклоняться в сторону и менять изначальный план. Возможно, в процессе рисования идея сменится более совершенной, ведь прорисовка действительно показывает проекцию будущего изделия более реалистично. Если эскиз будет близок к реальным размерам маски, это ещё больше поможет мастеру.

Список материалов и инструментов для работы:

  • старые газеты и всё, что может по плотности сойти за них;
  • плотная бумага – подойдёт не самый твёрдый картон, вымоченный в воде, крафтовая бумага, а также журнальные листы;
  • фрагмент старой х/б ткани либо марли;
  • канцелярские ножницы;
  • вазелин;
  • клейстер или ПВА, кисточка для клея;
  • скульптурный пластилин либо глина;
  • всё для украшения (стразы, пуговицы, пёрышки, атлас, кружево, тесьма, бисер, бархат);
  • акриловые краски и лак.

До начала основных этапов работы предстоит развести ПВА водой, если используется этот клей. Если клей изготавливается своими руками, надо размешать 3 столовые ложки крахмала в литре воды. Эта смесь варится на небольшом огне с регулярным помешиванием. Маленькой чашки клейстера будет достаточно для одной маски.

Форма готовится по вышеуказанным способам: на основе старой маски, воздушного шара или с использованием модели и задействованием скульптурного пластилина. Вариант с фольгой тоже подойдёт.

В древние времена наши предки уделяли ритуалам очень много внимания. Проводя обряды, они пытались связаться с духами, задобрить богов и увеличить свою духовную и физическую силу. Большую роль в древних ритуалах играли всевозможные маски из дерева, камней и других материалов. В большинстве случаев, маски были сделаны в форме человеческих лиц с определенными эмоциями вроде страха, злости, радости и так далее. За всю историю учеными было найдено огромное количество масок разных времен и народов, но в 2014 году американские исследователи сделали наиболее важное открытие. В расположенной на территории Израиля пустыне Мидбар Ехуда они нашли закрытую пещеру, внутри которой были обнаружены маски каменного века. По расчетам исследователей, возраст найденных артефактов составляет более 9000 лет, то есть эти маски — самые древние среди всех найденных. Но для чего они использовались, тем более в каменном веке?


Одна из масок, найденных в Иудейской пещере

Маски каменного века


Просторы иудейской пустыни

Скорее всего, тысячи лет назад маски изготавливались обитателями многих уголков нашей планеты. Но, ввиду того, что они преимущественно изготавливались из дерева или известняка, артефакты не сохранились до наших времен. А вот маски и другие объекты пещеры Нахаль Хемар практически не были повреждены, потому что были залиты клейким веществом. Сначала исследователи думали, что кто-то уже успел побывать в пещере и зачем-то залил артефакты строительными отходами. Но состав вещества оказался идентичным с клеем, который умели изготавливать древние люди. Скорее всего, маски и прочие предметы древности таким образом были защищены от разрушения.


Как вам такие маски? Страшно, или забавно?


Вот еще несколько древних масок

Жизнь людей каменного века

Подобные маски были обнаружены не только в пещере Нахаль Хемар, но и в других пещерах, расположенных в 30-километровом радиусе от нее. Были ли они таким же образом запечатаны, издание The Times of Israel, не сообщает. Однако, ученым известны другие интересные факты о людях тех времен. Считается, что 9000 лет назад наши предки уже перестали вести кочевой образ жизни и начали жить в строго определенных местах. Для продолжительного житья они выбирали места, где поблизости есть вода и различные источники питания. Со временем люди начали развиваться, изобретать новые инструменты и развивать свой интеллект. Да, на протяжении истории наши предки сталкивались со многими проблемами вроде изменений климата но, все-таки, человеческий род все еще живет.


Возможно, в каменном веке существовали и деревянные маски, но до наших времен они не сохранились

На тему жизни наших далеких предков также рекомендую почитать материал от Ильи Хеля, опубликованный в 2015 году. В своей статье он подробно рассказал о том, как древние люди придумали то, что многие из нас едят практически каждый день — хлеб. Итак, каким же образом человечество придумало рецепт хлеба? Читайте прямо сейчас.

Читайте также: