Как сделать уроки красиво

Обновлено: 06.07.2024

Во Франции некоторое время назад экспериментально отменили задания на дом. Результат оказался печальным: уровень знаний резко упал.

Поэтому недостаточно услышать объяснение учителя на уроке. Для того, чтобы ребенок действительно чему-то научился, нужно доводить полученные навыки до автоматизма. Уроки на дом даются как раз для тренировки, которая гарантирует успешное освоение темы.

И еще один довод в защиту: выполнение домашнего задания приучает школьника к самодисциплине и организации времени. Это те качества, которые пригодятся в жизни.

- во 2–3-х классах — не более 1,5 часа;

- в 4–5-х классах — не более 2 часов;

- в 9–11-х классах — не более 3,5 часа.

Как делать домашние уроки быстро и правильно

Опираемся на опыт Василия Сухомлинского — педагога, автора 30 книг о воспитании детей. Он утверждал, что эти простые принципы помогут делать уроки быстрее, учиться лучше и меньше уставать от школы:

1. Садиться за уроки утром. Для этого нужно рано лечь и встать в 6 утра. Утром (перед школой) голова работает намного продуктивнее. За полтора утренних часа можно сделать гораздо больше, чем за четыре вечерних.

2. Если следующий урок по предмету будет только через неделю, лучше выполнить задание сразу, не откладывая на потом. Тогда накануне достаточно только повторить изученную тему.

4. После школы заниматься любимыми делами. Если ребёнок учится в первую смену, то всю вторую половину дня желательно проводить: на прогулке, за книгами (не относящимися напрямую к урокам), в кружках и спортивных секциях.

12 практичных советов школьникам, как быстро и правильно сделать уроки

1. Приступая к выполнению уроков, уберите со стола все, что может отвлекать.

2. Посмотрите в дневнике, все ли задания записаны (если педагог еще на записал их в электронном дневнике).

4. Приготовьте все, что нужно для выполнения задания: учебник, тетради, карты, карандаши, словари, справочники и т.д.

5. Прежде, чем выполнять задания, изучите правила, на применение которых они направлены.

6. При чтении текста в учебнике задавайте себе вопросы: о чем или о ком говорится?

7. Научитесь пользоваться словарем, справочниками. Выясняйте значение незнакомых слов, находи нужные факты, объяснения, правила и формулы в справочниках.

8. Если у вас есть компьютер, научитесь с его помощью находить нужную информацию.

9. Не оставляйте подготовку к докладам, сочинениям и творческим работам на последний день. Готовьтесь к ним заранее, распределяя нагрузку равномерно.

10. При подготовке устных уроков используйте карты и схемы. Они помогут вам лучше понять и запомнить материал.

11. Выполняя домашнее задание, делайте перерыв (если почувствовали, что устали и начинаете ошибаться).

12. Внимательно проверьте выполненную работу.

Должны ли родители помогать ребенку с уроками

В идеале ребёнок должен делать уроки сам. И вот почему.

Важно понимать, что домашнее задание дано ребенку, а не вам. Ваша обязанность — поддерживать и ободрять ребенка, направлять его в нужное русло.

Уроки — это прекрасная возможность развить навыки прилежания, упорства и усердия. Ребенок учится не сдаваться и идти до конца, когда ему трудно, когда он считает, что ничего не получится.

А теперь про реальность. Большинство современных родителей вынуждены делать домашнюю работу вместе с ребенком по следующим причинам:

1. Усложнилась учебная программа.

2. Увеличился объем знаний по предметам.

3. У учителей не всегда хватает времени на полноценное изложение нового материала.

4. Дети не всегда успевают понять объяснение учителя на уроке. Поэтому дома им требуется больше времени и усилий, чтобы разобрать тему и выполнить упражнения.

Если вашему ребенку требуется помощь с уроками, то делайте это правильно.

Как правильно помогать детям с уроками

1. Садиться за уроки нужно, когда ребёнок уже достаточно восстановился после школы, он бодр и активен.

2. Старайтесь в дальнейшем придерживаться выбранного графика, чтобы уроки в одно и то же время стали ритуалом для школьника.

3. Проследите, чтобы ребёнок смог сосредоточиться и его ничего бы не отвлекало.

4. Начинать следует с заданий, которые у ребенка получаются лучшего всего, за что можно похвалить и мотивировать на дальнейшие свершения.

5. Делать уроки ребёнок должен сам, какими бы трудными ни были задания, нечеловеческой программа, и каким бы аспидом не представлялся вам учитель.

6. Идти к самостоятельному выполнению уроков нужно постепенно. Не бросайте ребенка одного в пучине знаний. В идеале родители должны наблюдать и немного направлять школьника.

Родительские ошибки, которые они допускают, помогая детям с уроками

1. Делают уроки за ребенка. Даже если вы теряете терпение, не поддавайтесь соблазну решить задачку или написать сочинение за вашего школьника. Ваша обязанность — поддерживать, ободрять чадо и направлять в нужное русло.

Если ребенок не хочет делать домашку сам.

Если ваш ребенок садится за домашнее задание не раньше 6-7 вечера, срочно меняйте расписание секций и уменьшайте нагрузку. После 6 часов вечера ученик и домашнее задание ― явления почти не совместимые.

Занятия проходят в Zoom. Вы можете выбрать удобное для вас время и количество уроков. Педагог не делает домашку за ребёнка, он объясняет, направляет, задаёт наводящие вопросы, подбадривает. То есть делает то, что обычно приходится делать родителям или репетиторам, экономя ваше время.

ШАГ 1. Вы выбираете педагога, исходя из его квалификации и опыта.

ШАГ 2. Бронируете оптимальное для вас и ребёнка время занятий.

ШАГ 3. В назначенное время педагог проводит урок для ребёнка.

ШАГ 4. Ребёнок выполняет домашнее задание самостоятельно, учитель – проверяет.

ШАГ 5. Родитель получает от учителя отчёт о занятии, чему новому научился ребёнок, план по закреплению знаний на платформе iSmart и рекомендации по дальнейшему обучению.

Занятия индивидуальны, и потому обучение эффективно, есть возможность домашнего обучения, а технический специалист помогает решать любые вопросы: подключиться к уроку или совершить платёж. Кроме того, первое пробное занятие – бесплатное!

Интересный урок — залог успеха ученика

Сделаем каждый урок интересным Школьные уроки — это дорога к вершинам знаний, процесс совершенствования и интеллектуального роста ученика. На каждом из них рождаются будоражащие детское сознание мысли и невероятные открытия или же беспросветная скука и опасное безделье. Насколько ценными и интересными будут секунды и минуты, часы и годы, проведенные учеником за школьной партой, во многом зависит от стараний учителя.

Секреты подготовки и проведения интересного урока

Итак, каждый урок должен вызывать у ребенка заинтересованность. Да-да, именно каждый. Интересным должен быть урок истории и английского языка, открытое занятие и традиционное. В этом случае эффективность школьного преподавания заметно повышается, а новый материал усваивается легко. Мы расскажем, как готовить и проводить продуктивные и нескучные уроки.

  • Планируйте урок с учетом возрастных особенностей учащихся, их эмоционального настроя, склонности к индивидуальной работе или занятиям в группе. Концепция каждого интересного занятия должна иметь творческое начало.
  • Поставьте себя на место ребенка, не ограничивайте полет фантазии – и нестандартные решения обязательно найдутся. А безупречное владение материалом и педагогическая импровизация позволят провести подготовленный урок интересно.
  • Всегда помните, что отличное начало урока – залог успеха! Начните занятие активно (можно — с небольшого сюрприза!), четко сформулируйте его задачи, проверьте домашнее задание, используя нестандартные формы работы.
  • Интересный урок всегда разбит на четкие фрагменты с логическими мостами между ними. К примеру, не обрушивайте порцию новых знаний на учащихся, а плавно и логически переходите от одного этапа урока к другому. Каждая отдельная часть занятия не должна быть затянута (в среднем — до 12 минут, за исключением объяснения нового материала).
  • Для проведения увлекательного урока используйте различную технику. С помощью компьютера или электронного проектора можно просто и легко сделать интересным как открытый, так и традиционный урок по любой дисциплине. Так, презентация на большом экране значимого события или просмотр военной кинохроники помогут учителю провести интересный урок истории.
  • Проявляйте гибкость! Поломка оборудования, усталость учеников или неожиданные вопросы — это ситуации, из которых учитель должен уметь быстро и грамотно находить выход. К примеру, чтобы снять возникшее напряжение в классе, нужно иметь в запасе простые и забавные задания по теме (лучше — в игровой форме).
  • Как проводить интересные уроки для старшеклассников? Не бойтесь ломать стереотипы! Не бойтесь экспериментов и импровизаций! Избегайте шаблонов! Ведь отсутствие интереса к уроку чаще всего связано с тем, что ученики наперед знают все его этапы. Эту изрядно надоевшую ребятам цепочку можно и нужно разорвать.
  • Не выполняйте все работу за учеников, чтобы избежать тишины и помочь им! Стимулируйте постоянную активность учащихся. Давайте детям простые и логичные инструкции к выполнению заданий любой сложности. Извлекайте из каждого задания максимальную пользу.
  • Используйте работу в группах: такие занятия не только интересны, но и учат ребят принимать коллективные решения, развивают чувство партнерства. Эту форму работы нередко используют для проведения интересного открытого урока.
  • Чтобы проводить интересные уроки, постоянно ищите и находите необычные и удивительные факты по каждой теме, которых нет в учебнике. Удивляйте своих учеников и не переставайте удивляться вместе с ними!
  • Создайте и постоянно пополняйте собственную методическую копилку наиболее удачных, интересных и увлекательных заданий и форм работы, используйте занимательный материал на каждом уроке.
  • Тематические игры сделают урок интересным в любом классе. Игра рождает на уроке непринужденную и раскованную атмосферу, в которой хорошо усваиваются новые знания. К примеру, с помощью передачи небольшого мяча по рядам можно устроить активный блиц-опрос. А ролевые игры помогут провести интересный урок английского языка.

В центре внимания – личность учителя

Не секрет, что нередко интерес к предмету формируется у ребят благодаря яркой личности педагога, который его преподает. Что для этого необходимо?

  • Усталость, заботы, неприятности оставьте за порогом школы! Откройтесь для общения с учениками! Дети очень ценят уместный и доступный юмор на уроке, диалог на равных.
  • Ведите себя нестандартно! Выйдите за привычные рамки, ведь личность и поведение учителя на уроке крайне важны. Вы традиционно носите деловой костюм? Наденьте на следующий урок яркий свитер! Энергия всегда бьет ключом? Проведите урок в спокойной манере. Предпочитаете объяснять новый материал, стоя у доски? Попробуйте рассказать новую тему, сидя за столом. Как результат — дети будут с интересом следить за педагогом, подсознательно ожидая от каждого урока чего-то нового и необычного.
  • Приводите больше интересных примеров из личного опыта, ведь педагог, в первую очередь, — это творческий человек и неординарная личность. Яркие жизненные примеры запоминаются намного лучше, чем выдуманные.

Надеемся, что наши рекомендации помогут педагогам в подготовке и проведении новых нескучных уроков. Помните, что стремление к личностному и профессиональному самосовершенствованию — основа успешной и эффективной педагогической деятельности, залог того, что каждый новый урок будет интересным.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст


Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.

Что ж, если вы хотите понять, как быстро сделать уроки, то придется изрядно подготовиться к данному занятию. Для начала, перед тем как приступать к решению задачек, рекомендуется покушать и отдохнуть. Хотя бы минут 30-40. В этом случае мозги получат небольшую разрядку, что способствует хорошему усваиванию материала.

Как сделать домашнее задание? Правильно планируем

Мы подготовили для вас материал, посвященный составлению плана и работе над домашним заданием. А в конце статьи вы сможете скачать два ярких недельных планировщика, которые помогут ребятам распределить нагрузку и сделать домашнее задание качественно и без паники.

Планируем и настраиваем время для выполнения домашней работы

Определите, сколько времени на выполнение домашней работы есть у вашего ребенка после школы.

Например: 2 часа в понедельник, 3 ­часа во вторник, час – в среду.

Напомним! Министерство образования определило количество времени, которое должно затрачиваться ребенком на выполнение домашнего задания. В первом классе домашней работы быть не должно, во 2-3 это полтора часа, в 4-5 классах — два часа, в 6-8 — два с половиной часа, а с 9-го по 11-й класс ученик должен тратить на домашнюю работу не больше 3,5 часа в день.

Расписание поможет вам точно понять: когда и что можно будет запланировать. В те дни, когда у школьника дополнительные занятия, например, музыкальная школа, английский или борьба – времени точно будет меньше, и это стоит учесть.

В большом масштабе планировщик можно будет скачать в конце материала.

планировщик.jpg

Подумайте: нельзя ли использовать утро?

Если ребенок добирается до школы на общественном транспорте, значит, у него будет дополнительное время на подготовку. Но этот пункт ни в коей мере нельзя назвать обязательным или даже позитивным, только запасным. Писать в тетради, находясь в качающейся маршрутке или трамвае, абсолютно невозможно, а вот прочесть еще раз нужный параграф ­– вполне.

Не надо ждать вечера воскресенья, чтобы в печали сесть за домашнюю работу. Лучше постараться сделать ее всю вечером пятницы. Так ребенок освободит себе все выходные, а вместо двух дней, загруженных примерами, чтением и составлением таблиц, получит два дня свободного для хобби и любимых книг времени.

Выясняем, что нужно сделать и какие для этого необходимы ресурсы

Точные формулировки задания

Также планируя домашнее задание, лучше воспользоваться следующей таблицей (скачать ее в большом масштабе можно в конце материала):

  • Предмет (русский или алгебра)
  • Задание (конкретный текст учителя)
  • Формат (эссе, презентация, проект)
  • Особые детали (чем можно воспользоваться, двойной лист или одинарный, какими цветами)
  • Сроки (когда нужно сдать)

мини план.jpg

Время на выполнение

Предлагаем такой план: сначала пишем структуру сочинения, то есть опорные точки повествования, пока мысль свежая. Потом решаем примеры или задачи (алгебра, физика, химия – то, что входит в список любимых предметов). А потом с чувством гордости за себя приступаем к написанию сочинения, схема которого уже готова.

Расписание лучше всего повесить на видном месте, а на смартфон, который есть в кармане почти любого школьника, поставить напоминания о времени выполнения самых важных заданий. Каждый раз, когда появится желание полистать ленту ВКонтакте или поиграть в компьютер, лучше свериться с расписанием. Наличие расписания, но полное нежелание ему следовать – сведет к нулю все усилия.



по предметам




Попросить помощи

Что ж, следующий вариант развития событий уже не совсем честный. Впрочем, как и все будущие. Ведь быстрота зависит от ваших знаний и подготовки. При отсутствии оных придется прибегнуть к хитростям.

как сделать уроки за 5 минут


Списывание на перемене

Как сделать уроки за 5 минут? Разумеется, наиболее быстрый и точный ответ тут — это банальное списывание решения у друга-одноклассника, причем прямо на перемене. Или перед уроками.

как сделать уроки быстро и правильно



Что делать, если ребенок не понимает предмет

Единственное правильное решение – нанять преподавателя или репетитора. Не стоит жалеть деньги, достаточно нескольких индивидуальных занятий, чтобы помочь ребенку разобраться со сложной темой.


Решебники в помощь

Второй момент — это выбор правильного решебника. Сейчас для каждого года и даже издания существует свой помощник. Как правило, если вы выбрали не тот вариант, то и решения у вас не будет. Или оно будет отличаться от того, которое требуется в действительности.

как сделать уроки по математике

Также стоит учитывать, что некоторые задачи сейчас написаны и составлены таким языком, что иногда даже взрослый человек не способен понять их. Решебник поможет разобраться, что к чему, а также позволит ответить на вопрос о том, как быстро сделать уроки.

Можно ли делать уроки за деньги или подарки?

В последнее время родители стали использовать нехитрый способ манипуляции, который называется просто – подкуп. Суть его заключается в том, что отец или мать, не задумываясь над объективным решением вопроса, как правильно делать уроки с ребенком, просто стремятся подкупить свое чадо разными обещаниями. Это могут быть как денежные суммы, так и просто подарки: сотовый телефон, велосипед, развлечения. Однако стоит предостеречь всех родителей от такого способа воздействия на детей. Это неэффективно, потому что ребенок раз за разом начнет требовать больше и больше. Домашних заданий каждый день много, и вот уже ваше чадо не удовлетворяется просто смартфоном, ему нужен айфон, и он имеет на него право, ведь он же учится, выполнят все школьные требования и т. д. Да и потом, представьте себе, насколько пагубна привычка за свою ежедневную работу, которая является обязанностью ребенка, требовать от родителей каких-либо подачек.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Елена Бурьевая

"Секреты подготовки и

проведения интересного урока

(из опыта работы)"

Андреева Ирина Римировна

учитель начальных классов

Слайд 1

"Секреты подготовки и проведения интересного урока

(из опыта работы)"

Учиться надо весело.

Чтобы переваривать знания,

нужно поглощать их с аппетитом.

Школьные уроки — это дорога к вершинам знаний, процесс совершенствования и интеллектуального роста ученика. На каждом из них рождаются будоражащие детское сознание мысли и невероятные открытия или же беспросветная скука и опасное безделье. Насколько ценными и интересными будут секунды и минуты, часы и годы, проведенные учеником за школьной партой, во многом зависит от стараний учителя.

Слайд 3

Слайд 4

Секреты подготовки и проведения интересного урока

Итак, каждый урок должен вызывать у ребенка заинтересованность. Вспомним, как готовить и проводить продуктивные и нескучные уроки.

Поставьте себя на место ребенка, не ограничивайте полет фантазии – и нестандартные решения обязательно найдутся. А хорошее владение материалом и педагогическая импровизация позволят провести подготовленный урок интересно.

Всегда помните, что отличное начало урока – залог успеха! Начните занятие активно (можно — с небольшого сюрприза!).

Интересный урок всегда разбит на четкие фрагменты с логическими мостами между ними. Каждая отдельная часть занятия не должна быть затянута (в среднем — до 12 минут, за исключением объяснения нового материала).

Проявляйте гибкость! Поломка оборудования, усталость учеников или неожиданные вопросы — это ситуации, из которых учитель должен уметь быстро и грамотно находить выход.

Не выполняйте всю работу за учеников, не бойтесь творческого шума! Стимулируйте постоянную активность учащихся. Давайте детям простые и логичные инструкции к выполнению заданий любой сложности.

Чтобы проводить интересные уроки, постоянно ищите и находите необычные и удивительные факты по каждой теме, которых нет в учебнике. Удивляйте своих учеников и не переставайте удивляться вместе с ними!

Тематические игры сделают урок интересным в любом классе. Игра рождает на уроке непринужденную и раскованную атмосферу, в которой хорошо усваиваются новые знания. К примеру, с помощью передачи небольшого мяча по рядам можно устроить активный блиц-опрос.

Используйте работу в группах : такие занятия не только интересны, но и учат ребят принимать коллективные решения, развивают чувство партнерства. Эту форму работы нередко используют для проведения интересного открытого урока.

А теперь познакомимся с некоторыми приёмами объединения в группы, приёмами, позволяющими оживить урок, провести его нескучно.

Объединение в малые группы

Через работу в постоянных и временных микрогруппах - игровых командах - уменьшается дистанция между детьми. Ученики находят подходы друг к другу, в некоторых случаях открывают в себе терпимость и видят её пользу для дела, которым занята малая группа (команда).

Чтобы избежать этого, лучше всего воспользоваться разными вариантами жеребьевок и считалок. Можно использовать те виды жеребьёвок, которыми ученики пользуются во время своих игр во дворе.

К ним могут быть добавлены и такие варианты.

Разрезанная открытка

Берутся четыре-пять почтовых открыток (одинаковых или разных; лучше - большого формата). Каждая из них разрезается на шесть (четыре, пять) частей. Все части перемешиваются. Каждый из учеников вытягивает по фрагменту и ищет свою команду, объединяясь с теми, кому достались фрагменты, необходимые для составления целой картинки.

Перед сдачей собранной открытки команда договаривается о своем названии, и посыльный выводит его на доске. После того как все компании напишут мелом свои командные названия (вариант: изобразят эмблемы), учитель может приступать к рассказу о том, что командам предстоит выполнить (найти, вспомнить, сочинить, сделать).

Инструкцию о предстоящей работе полезнее давать через сменных посыльных, которых каждая команда высылает к учительскому столу.

По алфавиту

Всем ученикам ряда (или линии парт) по сигналу предлагается выстроиться по алфавиту первых букв фамилий или имен участников. Время выстраивания засекают по секундомеру.

- по длине имен или фамилий;

- по алфавиту фамилий,

- по хронологии дней рождений,

- по возрастанию номеров квартир или домов, в которых живут ученики,

- по номерам телефонов,

- в обратном алфавитном порядке имен,

Нередко в классе оказываются два-три ученика, которые встают каждый раз, и пять-шесть неработающих. Для изменения такой ситуации можно предложить следующее:

- создать отдельную подгруппу из неактивных и для этой подгруппы дать новое задание;

Один из секретиков проведения данного задания-упражнения заключается в мобилизованности самого учителя. Азарт ведущего зажигает и других участников. А возникшая у детей увлеченность обеспечивает уверенность в том, что все предлагаемое педагогом оказывается интересным.

Игровая ценность разминки заключается в своеобразной мобилизации всех работающих. (Готовность к тому, чтобы действовать, и к тому, чтобы не шевелиться, - все в зависимости от того, что будут делать те, кто вокруг)

После первого разбиения на колечки ведущий напоминает обязательное условие: в каждом новом колечке сосед справа и слева должен быть другим. Это приводит к большей суете. Но именно она и нужна, чтобы как следует перемешать весь класс.

После серии хлопков: то четыре, то восемь, то два раза по три или по два хлопка (в достаточно быстром темпе!) — ведущий хлопает так, чтобы число учеников в колечках соответствовало бы групповой работе, намеченной им для урока.

Например, объединив во время пятого кона игрового задания весь класс в колечки- шестерки , учитель объявляет: «СТОП! Каждое колечко — рабочая группа. Приготовьте себе общее рабочее место (можно сдвигать парты и стулья) и займите его (с тетрадями и ручками).

Это способ объединения в рабочие команды занимает очень мало времени и позволяет ученикам встряхнуться-размяться и (или) обновить свой деловой настрой к восприятию созвучий со сверстниками.

Выбор водящего (дидактическая жеребьевка) Задания, связанные с объединением в малые группы или выбором водящего и делением на команды позволяют за короткий отрезок времени настроить учеников на деловой лад и создать игровую атмосферу .

Выполнение многих игровых приемов обучения рассчитано на выбор то ведущего , то капитана , то посыльных . Конечно, учителю проще и быстрее назначать их по своему усмотрению. Но это частенько ведет к появлению на уроке различных оспариваний, ученических недовольств, отказов работать. Помочь освободиться ученикам от подобных реакций – задача учителя. И эту задачу он может с успехом выполнить, используя мудрость народной педагогики, содержащуюся, в данном случае, в детских жеребьевках-гадалках-считалках.

Именно жеребьёвка в условиях игрового пространства заставляют детей в равной степени подчиняться общей воле, являясь главным средством социализации непоседливого ребенка, средством приобщения его к соблюдению этических норм, правил общежития.

Во время работы на уроке в группах , при выполнении заданий можно использовать следующие игровые приемы.

Слепой капитан

Ученики каждого ряда выбирают по капитану, которым завязывают глаза, и, руководствуясь указаниями-подсказками только своего ряда, они выполняют учебное задание.

В начальной школе:

- вытягивают билетик с заданием для всего ряда (или команды);

- вставляют ответы в столбиках примеров на доске;

- выделяют грамматическую основу в предложении;

- ищут предмет (учебник, таблицу, муляж);

- на ощупь отгадывают муляж, учебное пособие, макет и рассказывают о нем все, что знают, и т. п.

Подобные задания, как правило, вызывают у учеников большой азарт и надолго запоминаются вместе с тем учебным материалом, который был задействован в задании.

Чем больше слепых капитанов, тем шумнее, путанее и веселее. Смешная путаница стимулирует стремление учеников в спокойной обстановке (например, дома или на перемене) хорошенько разобраться в проблеме.

Видимо-невидимо

Игровая форма проведения словарной или терминологической работы по любой теме.

В классе есть всегда такие шустрые ученики, которые очень любят вслух кричать свои ответы. На слова налагается игровой запрет. Но вот вставать, поворачиваться спиной и в воздухе писать получившийся ответ – можно.

Для гиперактивных детей возникает прекрасный повод и помолчать, и подвигаться, особо не мешая работе других…

Иногда слова не проговариваются, а показываются…

Диктант на Дружбу

На стол кладётся первая фраза диктанта. От каждой команды вызываю по посыльному. Посыльные подходят к столу, читают и запоминают запись (предложение, выражение) (на запоминание текста даю 15 секунд) и идут диктовать в своих командах.

Через некоторое время к столу приглашаются новые посыльные. И так далее, пока не будет записан весь текст. Основное правило – у всех в команде в тетрадках должно быть записано одно и то же.

Проведение диктанта связано с некоторыми дополнительными хлопотами при подготовке: выбрать текст, разделить его на фрагменты, заранее подготовить каждый фрагмент. Но мероприятие проходит очень интересно.

1. Вопрос, проверяющий знание текста.

2. Вопрос, ответ на который я сам не знаю, но хотел бы узнать (по тексту).

3. Вопрос по выяснению другого мнения о тексте и сравнению его со своим.

Участники могут ограничиваться и одним-двумя вопросами. Смысл игры заключается в постановке ученика, формулирующего и записывающего эти вопросы, в разные позиции: проверяющего, не знающего, советующегося.

Ожившие модели

Любую учебную модель, схему, рисунок можно предложить для оживления ученикам, объединенным в рабочие микрогруппы (3–6 человек).

Необычность задания и ограниченность времени (не более 4–5 минут на подготовку) заставляет учеников проявить смекалку. При этом особо смекалистыми оказываются те ученики, от вертлявости которых учителя обычно страдают.

По ходу демонстрации результатов оживления, ученики других микрогрупп отгадывают, что именно оживляли показывающие.

Материалом для задания могут быть:

- правила поведения в школе, правила ПДД, и т.д.;

- изобразить предложение для записи;

- показать выражение к задаче…

После выполнения работы в группе, всем нужно выйти к доске, взять всей группой один мелок (!) и написать решение своей задачи, слово, предложение … Получается завораживающе: несколько рук, схватившись за один мелок (или друг за друга), корявым почерком (но стараясь писать красиво и правильно) с трудом выводят на доске нужную запись. И пускай цифры подскакивают, а слова заваливаются, но понять всё же можно. Совместный труд приносит удовлетворение.

Упражнение фиксирует момент диалога: услышал - ответил. Причём никто не знает, что он услышит, хотя проверить правильность ответа может каждый. Быстрота, яркость, неожиданность словосочетаний возникает в том случае, если слушающий сразу за словом передающего представляет реальную картину из жизни и, исходя из её особенностей, дает свой ответ.

Задание может иметь много вариантов, каждый из которых в большей или меньшей степени меняет внутренний смысл упражнения.

Примеры вариантов:

- говорящему становится видна оценка всеми присутствующими его слов, когда вводится такое условие : если кто-то из присутствующих ответил бы точно так же, то они встают; например, передающий: два плюс три - принимающий: пять (часть детей встает, они согласны); но с помощью этого условия можно выявлять стереотипы и банальности, например, передающий: ёлк а - принимающий: зеленая (все, кто ответил бы так же, встают; тут же можно и выяснить, какие бывают на свете ёлки: новогодние, засохшие, пушистые, в снегу, высокие, с шишками, искусственные и т. д.); или трубочист - чёрный, мяч - круглый, небо - голубое и т. п.;

Читайте также: