Как сделать тень на волосах

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 07.09.2024

Чтобы рисунок выглядел более реалистичным, мы делаем тени, тем самым создаем ему объем.

Понятие терминов свет, тень, светотень, рефлекс, полутон и блик

Свет - самая светлая часть рисунка. Без него нельзя придать объекту объем, так как мы видим формы предмета только при хорошем освещении.

Тень - неосвещенная часть предмета. Тень на неосвещенной стороне предмета называется собственной, а отбрасываемая тень называется падающей.Собственная тень всегда темнее, чем падающая.

Светотень – это переход от светлого участка объекта к темному.

Рефлекс – отражение того, что окружает предмет на рисунке. Рефлекс всегда будет темнее полутонов и светлее тени, так как это ее часть.

Полутон - плавный переход от света к тени без видимых границ. Он есть только там, где лучи солнца падают на предмет только под определенным углом.

Блик - светлая часть зеркального объекта. На рисунке оно часто выглядит как белое пятно, отражающее от себя солнечные лучи.

На рисунке детально показаны блик, светотень, тень и рефлекс

От чего зависит тень?

Степень освещенности предмета зависит от освещения в комнате, угла падения лучей и источника света, расстояния между предметом и источником света. Существует естественное и искусственное освещение. Естественное освещение - это свет от солнечных лучей, а искусственное - это свет от источников света, сделанных человеком. Чем больше расстояние, тем слабее освещенность предмета и наоборот. Свет и тени на переднем плане должны быть контрастнее, так как более заметны. Плоскости, которые направлены к свету, самые яркие.

Как правильно затенить объект

Для начала надо правильно понять форму, которую нам необходимо затенить. Более сложные объекты, такие как человек, природа или вещи построены из самых легких форм предмета – сферы, цилиндра и куба.

Итак, для начала выбираем карандаш. Тени лучше всего рисовать карандашами 8b. Лучше всего иметь простые карандаши разной твердости, чтобы рисунок получался более объемным.

Следующий шаг: надо заточить карандаш. Лучше всего это делать канцелярским ножом, так как грифель получается длиннее и тоньше.

Далее делаем набросок нашего объекта, который мы будем затенять. Слегка нажимая на карандаш, вырисовываем очертания объекта. Лучше рисовать с натуры, видя предмет своими глазами, так легче определить тень. Поставьте предмет перед собой и включите свет, и вы увидите, что он отбрасывает тень, которую впоследствии вы перенесете на рисунок.

Затем определите источник света, чтобы наметить, где будет тень предмета.

На рисунке показаны тени на обычном предмете – кувшине

Штрихи

Штрихи – прерывистые линии, помогающие затенить объект на рисунке.

Выберите способ штриховки, который вам удобен. Существуют три вида штриховки : прямая, круговая и крестовая. Прямая штриховка рисуется параллельными линиями и отлично подходит для таких объектов, как волосы, платья и так далее.

Круговая штриховка делается с помощью кругов разного размера и разной силы нажима. Это позволяет создать более реалистичный объект.

Крестовая штриховка делается с помощью крестообразных линий, которые позволяют придать более темную тень вашему объекту на рисунке.

Всегда держите карандаш как можно более горизонтально, чтобы тени были натуральными.

Я вам предлагаю на отдельном листке попробовать все виды штриховки и выбрать более удобный для вас.

Переходим к самому главному- штриховке. На объект накладываете сначала один слой штриховки, рядом с ним рисуете другой слой, чтобы наши два слоя не пересекались. Если они пересекутся, то образуется темное место, от которого в процессе работы сложно избавиться. После того, как вы наложили первые слои теней, в промежутках между слоями накладываете второй слой, но штриховка должна быть другая, то есть надо изменить наклон штрихов. Затем сверху, там где надо, накладываете третий, четвертый, пятый и последующие слои штрихов.

На рисунке показано как отбрасывается тень на лице человека под различными углами

Растушевка теней

Теперь, когда штриховка сделана – надо растушевать линии. Пальцами это делать не надо. Для этого можете взять ткань, кусок бумаги и аккуратно, плавными движениями, сильно не нажимая, разотрите карандаш. Затем посмотрите на ваш рисунок. Если нравится – то хорошо, а если же нет – то приступаем к следующему шагу.

Исправляем ошибки

Самая распространенная ошибка – неправильно определена тень, блик и так далее. Для исправления еще раз проверьте, в том ли месте у вас тень и видно ли блик и рефлекс. Контуры между светлыми и темными местами не должны быть четкими. Если же образовались темные стыки между слоями штриховки, возьмите ластик и аккуратно прикоснитесь к темному месту. Повторяйте этот шаг нужное количество раз.

С первого раза ни у кого не получается. Вы должны стремиться к совершенству, идти к своей мечте. Помните, что даже самые великие и известные художники не сразу начали рисовать картины, а начинали с простых вещей, которые, возможно, учитесь рисовать вы.

В этой статье мы подробно рассмотрим как правильно рисовать тени. Чуть глубже, чем это описано в учебниках по рисованию для детей, но проще, чем это сказано в учебниках по академическому рисунку.

Структура статьи:

Давайте, знакомиться, меня зовут Михаил, и я люблю рисовать. Поэтому веду этот блог и еще другие проекты по рисованию. Пишу это статью для того, чтобы сделать простое и понятие описание базовых вещей по светотени.

Погнали?


Я думаю, каждому, будь он даже ежиком, понятно, что такое свет и что такое тень. Но давайте дадим определение.

Википедия скажет (упрощенно):

Свет — электромагнитные волны, видимые человеческому глазу. Этих волн в единицу времени проходит очень много, а видим, мы лишь небольшую их часть, к слову, если все электромагнитные волны мы разместим на линейке в 10 см, то то, что мы видим и называем светом, будет занимать не больше 2 мм.

Есть еще второе определение света — явление, делающее мир видимым.

Свет в рисунке это — это наблюдаемая на предмете поверхность, ярко освещенная источником света.


Свет на геометрических фигурах

А что такое тень?

Тень — явление, при котором глазу виден наименее освещенный участок.


Тень на предметах

Заметим, что тень — это не отсутствие света вообще, а лишь его меньшее значение.

Если есть свет и тень, значит есть граница светотени.

Как же обозначается свет и тень в рисунке?

Введем еще одно понятие, называемое тон.

По латински tonus, а по английски hue, можно перевести как напряжение, ударение.

Под словом тон понимается характеристика света по поверхности конкретного предмета в зависимости источника света в данной ситуации.

Можно объяснить еще проще.

Тон — это вектор цвета. Сильнее или слабее жмете на карандаш — вот он тон.


Это рисунок из моей закрытой группы по рисованию

Простой карандаш, имеет скорее серебряный тон.

Который можно растянуть от самого светлого, до безумно темного.

Именно это главный ключ к созданию объема в рисунке.

Можно нарисовать тоже самое только в фотошопе, выйдет такое:


Как делать тени на рисунке карандашом?

Светлые тона будут отвечать за свет, темные за тень.

Но тут есть сотни нюансов как накладывать тени на рисунок, например, а что если предмет темный, а что если он металлический, а что если он плохо освещен. И тут появляется уже множество других вариантов.

Мы рассмотрим, те примеры, в которых мы будем подразумевать идеальные лабораторные условия, в которых есть 1 источник света. А предметы, рассматриваемые нами светлые.

Это будет наша основа, которую если мы поймем рисовать нам станет проще.

Закон света и тени.

Можно сформулировать его просто — чем дальше свет, тем слабее тени.

Можете из бумаги вырезать 2 полоски. Одну сделать с жесткими углами, вторую с мягкими. И поставить их рядом с лампой.

Вот вам наглядное пособие по закону света и тени.

Чем ближе к источнику света, тем тени насыщеннее.


Обратите внимание, что тень в рисунке не будет одинаковым тоном. Она будет плавно меняться, каким принципам она подчиняется, поговорим ниже.

А в фотошопе та же зарисовка выглядит так:




Собственная тень в рисунке.

Это тень находящаяся на самом предмете. Обычно имеет границу разделения со светом. Чем дольше от этой границе, тем тон будет становиться светлее.


Собственная тень


Что такое рефлекс в рисовании?

Рефлекс уже об этом понятии мало кто знает. Рефлекс — самый светлый участок в собственной тени, образованный отражением света в тени.

Иными словами, рефлекс в рисунке — это место, где тень подсвечена.

Рефлекс на рисунке

Рефлекс на рисунке

Тень от предмета, падающая на другую поверхность. Важно, падающая тень — самый темный участок в рисунке.

Падающая тень на рисунке

Падающая тень на рисунке

Полутон или полутень. Граница между светом и тенью, занимаясь рисованием, вы будете замечать, что некоторые предметы имеют освещенную поверхность, но это не назовешь светом, в тоже время, это не назовешь тенью.


Блик — свет, отраженный от предмета прямо в глаз смотрящего.

Самый светлый участок света. Наш глаз не различает в этой части оттенков, поэтому обычно блик рисуется, как самый белый (светлый) участок.

Это основные понятия, которые стоит выучить и запомнить, раз мы хотим рисовать.

Теперь, давайте посмотрим, как же ведет себя свет и тень на разных предметах.

Свет и тень на примере шара.

Шар — одна из самых сложных для рисунка фигур. Здесь важно показать мягкость перехода тона.

Свет и тень сфера

Свет и тень сфера

Падающая тень, напоминает овал. Самая ближняя часть к зрителю, это самый темный участок в рисунке. После этой точки тень начинает ослабляться во все 4 стороны.

Падающая тень сфера

Собственная тень напоминает по форме месяц.

Собственная Тень Шара

Второе темное место, после падающей тени. Самая ближняя точка к зрителю, так же будет самой темной. Она будет напоминать овал, расходящийся во все стороны.

Важно заметить, что линия перехода свет в тень, будет наиболее темной ко всему участку собственной тени.

Рефлекс сфера

Рефлекс — самый светлый участок в тени. Обычно может иметь форму месяца.

Полутон — светлее чем любая из теней.

Блик шара

Блик — самое светлое место, скорее всего напоминающее овал.

Свет и тень на примере куба

Свет и тень куб

граница светотени куба

Граница светотени проходит по граням куба.


Падающая тень куба похожа на искривленный прямоугольник.

Падающая тень все так же самая темная часть, а то, что ближе к нам еще темнее. По принципу шара тень осветляется во все 4е стороны.


Одна из граней находится на свету, в которой есть блик.

Собственная тень куба

Собственная тень в месте, самом ближнем к зрителю будет темнее.

Рефлекс куба

Рефлекс будет подсвечиваться внизу тени.

А полутон будет на гранях не однородный, а чуть темнее или светлее.


Свет и тень на примере цилиндра.

свет и тень цилиндр

граница светотени цилиндр

граница светотени цилиндр

Граница светотени в нашем случае проходит вертикально. Это самый темный участок на всей собственной тени.

рефлекс цилиндр

Рефлекс, может быть виден внизу или сбоку.

падающая тень цилиндр

Подающая тень, напоминает тень от куба, и подчиняется такому же принципу.

блик цилиндр

Одна сторона цилиндра освещена и имеет блик, местонахождение которого найти сложнее.


Свет и тень пирамиде.

свет и тень пирамида

граница сетотени пирамида

Она имеет острую грань, а значит граница светотени будет четкая.

Все так же как в кубе.

Падающая тень пирамида

Падающая тень, становится светлее по мере удаления от зрителя.

пирамида собственная тень

Собственная тень имеет рефлекс, и самый ее темный участок это самый ближний.

рефлекс пирамида

блик пирамида

Одна из сторон освещена и имеет блик.

Свет и тень на конусе
Конус, очень похож на пирамиду. Но в конусе есть важное отличие.

Он не имеет жестких граней, поэтому линия раздела света и тени в нем мягкая.

Я думаю, вы уже стали понимать как происходит распределение тени и света по рисунку, поэтому я приведу ниже просто картинки.

свет и тень на примере конуса

свет конус

граница светотени конус

собственная тень конуса

рефлекс конус

падающая тень конус

блик на конусе



Ошибки в светотени.

За последний год, что я веду марафоны по рисованию, я заметил, что люди делают одни и теже ошибки:

  1. Рисуют плохими карандашами. Если у вас школьные карандаши, то хорошего рисунка из них не выйдет. Купите себе нормальные карандаши марки Кохинор мягкостью 2в.
  2. Не жалейте нажимать на карандаш. Ваш карандаш прослужит вам около полугода, если бы вы будете им часто рисовать и стоит он 30-50 рублей. Чего его жалеть? Сильнее нажимайте на карандаш.
  3. Не хватает умения делать тональную растяжку (лента вверху статьи). Это база и без нее хорошего рисунка не получится. Увы.

Самое важное как научиться рисовать тени : как бы вам НЕ хотелось разбираться в светотени рисунка, научиться ее изображать катастрофически важно, иначе вы не добьетесь выразительности в своих рисунках.

Любая форма предмета представляется как одна из моделей. Куб, шар, конус и т.п.

Например, апельсин, яблоко, помидор — это тот же шар.

Кабачок, стакан, кастрюля, шея дракона и нарукавники рыцаря — все это цилиндры.

Трансформер-робот, ваш телефон или планшет, книга, коробка от сухого завтрака, диван — это разновидности кубов.

Лицо человека — скорее овал на котором находится пирамида носа.

А голова слона — это большая сфера, на которой держится два овала — уха, и три цилиндра — хобот и два бивня.


Пример, как можно рисовать тени на одежде и обуви

Одним словом учитесь видеть простые формы в сложных.


Спасибо, что были со мной. Я старался, когда писал эту статью.

Если хотите, можете еще погулять по сайту. Тут с каждым днем все больше полезного.


В этом уроке, я хочу рассказать только о том, как я рисую прямые волосы с падающим на них солнечным светом. В другом варианте результат будет сильно зависеть от того, какой свет падает на них, как лежат волосы и от их вида.Я думаю, есть миллионы способов, рисования волос, но независимо от выбранного способа, если вы хотите нарисовать их реалистично, это отнимет у вас много времени и усилий, это не столь сложно, сколько долго, поэтому запаситесь терпением. Я выбрала один из самых простых и удобных методов и постараюсь подробно объяснить его.Вам потребуется: Photoshop 7 или выше и базовые навыки рисования. Я использовала: Photoshop CS и холст размером 924*1484 px

Откройте палитру Layers и создайте слои так же, как указано у меня. Залейте слой Background, нейтральным неярким цветом.


Эта девушка явно нуждается в волосах, вместо тех нескольких линий, которые лежат сейчас вокруг ее головы Сохраните эти линии наброска, они помогут вам скорректировать границы волос в дальнейшем (слой Outline).


Теперь перейдите на слой Hair Paint 1, на котором мы и будем рисовать. Определим основные цвета будущей прически. Я выбрала коричневый, т.к. он проще в рисовании, чем светлые волосы и более интересен, чем черный цвет волос. Создадим палитру оттенков коричневого:


1 цвет: похожий на цвет фона, нейтральный, неяркий, немного темнее фона
2 цвет: яркий светло-коричневый
3 цвет: яркий темно-коричневый
4 цвет: светлый, нейтральный, но не белый
5 цвет: темно-коричневый, насыщенный, но не черный цвет

Теперь вы должны определиться, где расположен источник света, и насколько ярко он освещает волосы. В данном случае, это можно определить по лицу девушки. Яркий солнечный свет освещает левую сторону ее лица, но на нем нет глубоких темных теней. Тоже самое нужно отразить и на волосах.
Естественно, правая часть волос не может быть целиком заполнена светлым цветом, так как вы можете это видеть на лице.
Размещение бликов нужно определять скорее логическим путем, для этого я нарисовала небольшую схему. Как вы можете видеть на рисунке, на волосах образуется две области бликов: меньшая - на правой стороне от пробора, большая - находится ближе к источнику света, поэтому она будет ярче.


Прежде чем начинать что-либо делать, выберите кисть (около 42 px) и закрасьте пряди волос нейтральным -коричневым цветом (1), размер кисти будет зависеть от размера вашего холста. Используя остальные цвета палитры, прорисуйте кистью другие участки волос.


Полученные цветовые пятна сейчас совсем не похожи на волосы, поэтому воспользуемся инструментомSmudge Tool( R). Сгладьте жесткие области установив следующие настройки инструмента палец:



Теперь необходимо поработать пальцем более точно. Уменьшите размер кисти и снизьте силу воздействия до 40%:


Для того, чтобы ускорить вашу работу с пальцем, зажмите Shift и кликайте мышкой в точках, указанных на рисунке, таким образом, вы сможете сделать зигзаг гораздо быстрее:




Действуя маленькой кистью размером 3px и силой воздействия 60%, создайте зигзаг, чтобы изображение стало похоже на этот пример:


Увеличьте силу воздействия до 80%, оставив размер кисти прежним, и проведите более хаотично лини на разных расстояниях друг от друга:





Чтобы добиться большей реалистичности нужно сделать кончики волос на челке более мягкими, для этого выберите инструмент Размытие (Blur), со следующими настройками:


Так как волосы отбрасывают на лицо небольшую тень, необходимо создать новый слой под основным слоем волос и выбрав кисть, наметьте легкую тень цветом (3):



Следующий шаг будет для вас простым, если вы запомнили метод зигзага при помощи Shift, продолжайте кликать мышкой добиваясь тонких изящных линий.
Вот участок волос, который я увеличила для большей наглядности:


Теперь, выбрав маленький диаметр кисти (3 px), и силу воздействия 90%, наметьте пряди, содержащие отдельные, хаотично расположенные волоски.



Как вы можете видеть, волосы выглядят плоско , поэтому, необходимо добавить деталей в виде единичных волосков. Добавьте новый слой, над основным слоем волос. Отдельный слой нам необходим для того, чтобы по необходимости стирать ненужные линии.
Выберите инструмент Brush, размером 1px и цвет (2 и 4). Установите следующие параметры кисти:


Рисуйте волоски, но учтите, что в зонах бликов цвет потребуется изменить на белый. Концы волосков должны быть чуть ярче, поэтому проведите по ним кистью еще один или два раза. Результат должен быть примерно похож на этот:



Стирайте части линий, меняя прозрачность от 20 до 100%, добиваясь их естественного вида. Не забывайте пользоваться инструментами Резкость и Размытие (Sharpen и Blur) чтобы увеличить резкость ближних волосков и размывать дальние.
Вот как выглядели мои лини до:



У меня есть еще один метод, чтобы избежать плоских волос, для этого я добавляю случайные светлые и темные пятна. Создайте новый слой под слоем тонких волосков и над основным слоем волос.
Пятна создаем следующим образом:
- Кистью среднего размера, выбранной в зависимости от размера холста (я использовала 20 и 5 px), наносите случайные пятна. Маленькие пятна на маленькие области, большие - на большие, светлые на светлые зоны, темные - на темные:




Продолжаем детализацию, для чего создаем еще один слой. Используя 1px кисть, проработайте ей теневую часть темно-коричневым цветом и светлые зоны - светло-коричневым, хаотично располагая волоски. Выборочно, размойте их инструментом Blur Tool с прозрачностью 40%. Сотрите некоторые участки ластиком, как мы делали до этого.
Маркером, я пометила важные области. Не забудьте дорисовать падающие от волос тени, как только вы это сделаете, работу можно считать законченной!

Ваш запрос содержит как минимум один неправильный параметр.




























You are using an outdated browser. Upgrade your browser today or install Google Chrome Frame to better experience this site.

Читайте также: