Как сделать лицо на рисунке более живым

Обновлено: 05.07.2024

Портрет передает не только внешние характеристики лица, но и отражает внутренний мир человека, его отношение к реальности и эмоциональное состояние в определенный момент времени. Фактически, портрет, как и любая другая жанровая картина, — это расположение линий, форм и цветов на холсте или бумаге так, что их конечное сочетание повторяет форму человеческого лица.

Звучит почти как волшебство? Чтобы правильно располагать на бумаге те самые линии, формы и оттенки, нужно прежде всего изучить пропорции лица человека (при рисовании портрета их необходимо соблюдать в обязательном порядке) и их зависимость от движений, направления и формы головы.

пропорции лица

Что такое портрет?

Вне зависимости от уровня мастерства, работа над ним пугает любого художника. Замечательный живописец Джон Сингер Сарджент дал портрету две характеристики, с которыми согласится каждый художник:

Портрет – один из самых сложных жанров рисунка и живописи. Причиной является то, что художник часто работает на заказ, а давление со стороны мешает творческому процессу. Портрет в представлении заказчика зачастую отличается от того, что создает художник. Кроме того, для работы над изображением человеческого лица необходимы специальные знания и изрядная доля терпения.

Зачем изучать пропорции

Пропорции нужны для того, чтобы понять, как объекты расположены относительно друг друга в размерном, плоскостном и промежуточном соотношении. Если для портрета важна хоть небольшая доля реализма, без знания пропорций этого не добиться. С другой стороны, абстрактные портреты никто не отменял.

пропорции лица человека

Знание пропорций помогает передавать не только черты лица, но и эмоции и мимику человека. Зная зависимость изменения внешнего вида от положения головы, эмоционального состояния модели и освещения, художник может перенести на холст характер и настроение человека, тем самым создавая предмет искусства. Но для этого необходимо знать правильные пропорции лица и уметь строить композицию в соответствии с правилами.

Идеальные пропорции

В период Высокого Возрождения Рафаэль создавал картины, которые считались эталоном совершенства. Фактически все сегодняшние идеальные пропорции берут свое начало в овале лиц Мадонн Рафаэля.

Если провести вертикальную линию в самом центре лица и разделить ее на три части - от линии роста волос до бровей, от бровей до кончика носа и от кончика носа до подбородка, то у идеального лица эти части будут равны. На представленном ниже рисунке показаны идеальные пропорции лица человека, схема рисования и построения идеального овала лица, а также соотношение основных черт. Стоит учесть, что идеал мужского лица характеризуется более угловатыми чертами, но, несмотря на это, основное их расположение соответствует представленной схеме.

идеальные пропорции лица

Исходя из данной схемы, идеальные пропорции лица при рисовании портрета соответствуют следующей формуле:

  1. BC = CE = EF.
  2. AD = DF.
  3. OR = KL = PK.

Форма лица

Правильно построенные пропорции лица человека при рисовании портрета зависят во многом и от формы этого лица. Рафаэль, создал совершенный овал, а природа не ограничивает совершенство лишь одной геометрической формой.

Вероятно, изучить построение пропорций и их изменение при движении удобнее всего на идеально овальном лице, для этого существует масса способов и приемов, которые будут рассмотрены ниже, но суть портрета не в создании идеала, а в изображении человека со всеми его особенностями и несовершенствами. Именно поэтому важно знать, какой может быть форма лица и как она влияет на построение пропорций при рисовании портретов.

пропорции лица при рисовании портрета

Существует две категории лиц – округлые и угловатые, в свою очередь, эти категории разделяются на восемь основных форм.

Округлые формы лиц

Удлиненное лицо обладает закругленными формами линии роста волос и подбородка. Вертикальная средняя линия лица гораздо длиннее горизонтальной. Характеристикой удлиненных лиц обычно является высокий лоб и большое расстояние между верхней губой и основанием носа. Обычно ширина лба примерно равна ширине скул.

Овальное лицо схоже по форме с перевернутым острой стороной вниз яйцом. Самой широкой его частью являются скулы, затем идет чуть менее широкий лоб и сравнительно узкая челюсть. Длина овального лица немного больше его ширины.

Круглое лицо характеризуется практически равными средними линиями вертикального и горизонтального сечения лица. Широкие скулы сглаживаются плавной округлой линией подбородка.

пропорции лица человека при рисовании портрета

Угловатые формы лиц

Прямоугольное лицо характеризуется широкой челюстью, подчеркнутой угловатым подбородком и прямой линией роста волос. Средняя линия вертикального сечения намного длиннее горизонтальной. Ширина лба человека с прямоугольным лицом примерно равна ширине скул.

Треугольное отличается от сердцеобразного только линией роста волос, у треугольного она прямая. Характерная черта этой формы лиц – высокие скулы и очень узкий, острый подбородок, в то время когда скулы практически так же широки, как и лоб. Вертикальная линия сечения треугольного лица обычно чуть длиннее горизонтальной.

Квадратная форма свойственна лицам с низкими, широкими скулами и угловатым подбородком. Длина квадратного лица равна его ширине.

Трапециевидное определяется широкой челюстью, низкими скулами и узким лбом. Обычно на таком лице подбородок угловат и широк, а скулы намного шире лба.

Ромбовидную форму лицу придают пропорционально узкие лоб и подбородок, причем последний обычно заострен. Высокие скулы – самая широкая часть ромбовидного лица, а его горизонтальное сечение гораздо меньше вертикального.

Правильное построение лица

Правильное построение при рисовании портрета основывается на измерении черт лица модели и расстояния между ними. Каждый портрет индивидуален, так же как нет и двух абсолютно одинаковых лиц, за исключением близнецов. Формулы вычисления пропорций дают лишь основные советы, следуя которым можно намного облегчить процесс рисования.

пропорции лица человека схема

Для создания собственных персонажей или рисования лиц по памяти крайне важно знать правильную передачу пропорций. Здесь важно помнить, что форма головы гораздо сложнее перевернутого яйца или овала, а потому стоит следовать правилам, чтобы избежать глаз на лбу или слишком маленького рта.

Очертания лица

Если портрет рисуется с лица модели или по памяти, то можно несколькими легкими линиями подкорректировать форму, определить примерную ширину подбородка и линию роста волос. Стоит обратить внимание, что волосы на портрете будут занимать некоторую часть круга, который был нарисован в самом начале.

Глаза и брови

У основания круга проводим горизонтальную линию, перпендикулярно первой. На этой линии располагаются глаза. Именно на ней, не выше, как бы ни хотелось! Горизонтальную линию нужно разделить на пять равных частей – каждая из них равна ширине глаза. Центральная часть может быть немного шире. Глаза расположены по бокам от нее. Для дальнейшего вычисления пропорций лучше всего указать, где будут располагаться зрачки.

Чтобы определить, насколько высоко над глазами должны быть брови нужно разделить круг на четыре равные части, снизу вверх. По горизонтальной линии, проходящей прямо над глазами, будут располагаться брови.

Нос и губы

Вертикальную линию нижней части лица нужно разделить пополам. Отметка середины там, где должно быть основание носа. Ширину носа легко определить, проведя параллельные линии вниз от внутренних уголков глаз.

Оставшуюся часть - от носа до подбородка - нужно снова разделить пополам. Средняя линия совпадает с линией рта, то есть прямо над ней располагается верхняя губа, а под ней – нижняя. Ширину рта можно вычислить, проведя параллельные линии вниз от середины зрачков. Ширина подбородка обычно равна ширине носа.

Построение пропорций человеческого лица, описанное выше, является упрощенным методом и подходит для идеальных лиц, которых в природе не так много.


Это связано не только со сложным устройством лица, где должна соблюдаться симметрия и схожесть с оригиналом, но и с изначальным предубеждением большинства людей в том, что хорошие портреты получаются только у избранных и талантливых рисовальщиков.


Но каждый желающий может попробовать свои способности и научиться изображать человеческие лица, пользуясь поэтапной, простой техникой рисования.


Краткое содержимое статьи

Симметрия и построение пропорций

Расположение всех деталей портрета намечается на произвольном овале двумя основными осями, задающими правильное расположение глаз, кончика носа и средней вертикальной оси, проходящей по линии симметрии лица.


Чтобы научиться рисовать человеческое лицо поэтапно карандашом, необходимо с помощью этих линий постоянно уточнять и поправлять пропорции. Постепенный порядок работы может многим показаться бесполезной тратой времени, однако это наиболее надежный способ легко и быстро построить сложный объект рисования.


Только с помощью постоянной сверки соотношений элементов индивидуального человеческого лица со всеми его особенностями, можно добиться значительного портретного сходства.

Наблюдательность и терпение – залог успеха

Для начинающих остается загадкой, как красиво нарисовать портрет человека, при разных поворотах головы на изображении. Просто, при построении рисунка, необходимо постоянно уточнять симметрию и пропорции не только на переднем плане, обращенном к зрителю, но и на противоположной стороне.

  • При наработке навыков, со временем, у художников появляется автоматическое воображаемое представление объема головы, и становится понятно, как просто нарисовать портреты в анфас, профиль и половину оборота.
  • Наблюдение за характерными движениями бровей, губ и век помогает верно показать на рисунке эмоции, настроения и выражение лица человека.
  • Однако начинающему будет легче для начала нарисовать все части лица в спокойном состоянии, а затем придать им нужную выразительность, приподняв и характерно изогнув кончики губ или брови.


Основные оси лица

Для построения симметрии проводят среднюю ось, которая делит лицо по вертикали на две равные части. Описание мастер-класса для начинающих включает также знакомство с другими основными линиями рисунка.


Главная горизонтальная линия проходит через центры зрачков глаз и находится на переносице, месте пересечения с осью симметрии.

  • Таким образом, сразу определяются пропорции соотношений лобной части головы и нижнего лицевого отдела.
  • Обычно две главные пересекающиеся оси разделяют овал передней части головы на равные части, кроме портретов людей с неординарной внешностью, у которых данные пропорции могут немного отличаться.
  • Далее на горизонтальной линии проводят два симметричных вертикальных отрезка, определяющих межцентровое расстояние между зрачками. Так закладывается основа создания портрета с живым выражением глаз.
  • На вертикальной оси, небольшими штрихами намечаются расстояния от переносицы до нижней линии роста волос с расположенной над глазами линией бровей.
  • В нижней части лицевого овала намечаются линии нахождения кончика носа, губ и подбородка.










Работа над портретом девушки

Чтобы получился красивый портрет, можно по описаниям понять, как нарисовать девушку карандашом. Для работы понадобятся карандаши различной твердости, бумага, ластик для стирания лишних линий, точилка и планшет для удобного наклона рисунка в процессе работы над пропорциями.

  • Когда все готово, чтобы нарисовать девушку поэтапно, можно приступать к построению основных пропорций лица. Сначала в средней части листа рисуется овал, при этом сразу надо определить форму подбородка.
  • Под овалом намечают двумя линиями положение шеи, с плавными изгибами. В начале работы художнику надо взять самый твердый карандаш и делать наброски, без сильного нажима, держа грифель под наклоном 45 градусов по отношению к плоскости рисунка.
  • Распределение основных пропорций начинается с рисования главных осей – вертикальной и горизонтальной, которые пересекаются посередине лица, на уровне зрачков глаз. При этом следует тщательно проверить и замерить визуально соотношение верхней и нижней частей лица.
  • Нижнюю линию прически на лбу можно найти сразу и обозначить волосы плавными линиями. При этом длинные пряди могут спадать на лицо и частично закрывать его с боков. В нижней части лба рисуют выразительную и выдающуюся вперед линию надбровных дуг, на которых расположены брови, с индивидуальной шириной и формой.
  • В нижней части овала находят длину носа, которая обозначена его кончиком и пропорциональна по отношению к линиям всего лица. Ниже носа находится линия губ, причем верхняя всегда немного меньше, чем нижняя.


Когда найдены основные пропорции, то по рисунку становится видно, как легко нарисовать девушку, если придерживаться пошаговой инструкции. Остается наметить крайние точки крыльев носа, определить форму глаз.













Рисунок человеческого лица для детей

Многим детям рисование нравится с раннего детства, и они изображают окружающий мир, который видят вокруг себя.


В дошкольном возрасте они стараются передать на бумаге, с помощью карандашей свое особенное ощущение от разных людей и рисуют их общими линиями, стараясь придать схожесть цветом одежды или характерными для конкретного человека предметами.


Но в возрасте 9-10 лет можно научить юных художников правильно рисовать портреты, используя пошаговую инструкцию для детей.

Sedoy

Попробуй сам увидеть, а затем и повторить на себе характер и мимику того, кого рисуешь. Как это делает артист, войди в его характер через его образ и выражение лица.

А. Батов

Сверяю похожесть на компе. В редакторе совмещаю свою работу и фото. Сразу видно свои ошибки. Раньше зеркало использовали. Тоже хорошо видно ошибки в отражении. А вообще надо тренироваться правильно смотреть. Рисуешь глаза, а смотришь сразу на лоб и нос. И т.д. Больше рисовать и изучать свои ошибки. Обычно они повторяются, если их не анализировать. Сделайте похожим область переносицы, и это уже пол-дела.

У меня раньше тоже не сильно получалось с портретным сходством пока не стал входить в образ рисующего ну и само собой соблюдать его пропорции. Начал я с быстрого рисунка карандашом шаржей телеведущих. Придал особое значение их губам.

y_rus

Схожесть портрета выявляется правильным нахождением светотеневых отношений. Даже правильно сделанный рисунок (контур, абрис), даже переведённый через копирку, не дают первоначально схожести. По большому счёту, мелочи играют решающую роль.Найти эти самые мелочи - Ваша первостепенная задача.

y_rus

Попробуйте акварелью в технике гризайль или маслом: чёрная и белила. Можно использовать не только чёрную. С чёрной велик соблазн всё затемнить.

виктор уховский

Ответ в самом вопросе - не надо рисовать с фото. Фото - это плоское изображение, не дающее полноценного ощущения человеческого лица. Часто слышу :''А кто мне позировать будет, у людей терпения нет''. Но в этом и есть вся суть искусства, не даром оно по-русски называется ''живопись'', то есть ''живо писать''. Посадить человека, осветить, поговорить с ним, понять какой ракурс интереснее - только на это может уйти кучу времени.

Boboso

Портрет - самый сложный жанр в живописи. Ибо требует очень высокой степени схожести изображаемого с видимым.
Добиться этого можно только одним способом - соблюдать размеры и их соотношения. Это же делает и фотоаппарат.
Думаю, что стыдиться художнику-портретисту подобного сравнения не стОит.

Если на изображении будут те же соотношения линейных размеров, что и у модели, похожесть появится сама собой.
Как только на Вашем изображении модели пропорции черт лица (или фигуры) будут соответствовать реальным хотя бы на 70%, изображение будет и живым и достоверным.

Редко это получается сразу.
Писать (рисовать), сравнивать во время работы, переделывать, делать перерыв, опять сравнивать, опять переделывать, опять сравнивать, просить сравнивать других. Дельные советы других должны быть конструктивными. Например: нос у модели длиннее, лицо не настолько вытянуто, расстояние между глазами слишком большое. Оценка типа "не похож(а)" к дельным вряд ли относится.

К таковым же, считаю, относятся и рекомендации "писать образ", "выражать экспрессию", "войти в образ модели". Т.к. звучит это громко, а что делать при этом, никто не знает.

Попробуйте рисовать шаржи. Это такая графика, где минимальными средствами схватываются основные характерные чертя лица и немножко преувеличиваются. Вы почувствуете самое главное в конкретном лице, отвечающее за его похожесть. Эти упражнения помогут Вашему глазу подмечать порой неуловимые характерные черты в портрете. Удачи.

А. Батов

В портрете полезно всегда немного шаржировать. Выделять характерные черты. Тогда и будет похожесть.

Я уже писал про этот способ .Повторяюсь с некоторыми дополнениями .Для краткости исключу все связывающие предложения .
Имеем фотопортрет заказчика . Портрет любительский и плохого качества , но другого нет .
Берем какой нибудь очень качественный портрет человека со схожим овалом лица из какого нибудь печатного издания. То есть : такой портрет , который можно отнести к категории художественных . .Мне , например , нравится "Караван ".Согласуем цвет , фон этого портрета, как аналога , с заказчиком .Назовем этот портрет(для краткости ) "дублем- 2",, а портрет заказчика, переведенный в черно-белый вариант- "дубль- 1"

1.. Сканируем портрет заказчика . .Добавляем интенсивности цвета , но ни в коем случае контрастность .

2.Переводим в черно-белый вариант (можно и в рисунок карандашом) .В графическом редакторе Пейнт нет сводим ползунки света и контрастности в правое крайнее положение .(Если постепенно сдвигать ползунок контрастности влево , то получаем один в один последовательность рисования портрета сухой кистью на роликах в Ю-Тюбе .)

3. Сдвигаем ползунок контрастности немного влево , обозначая черты лица Распечатываем .Еще сдвигаем и еще распечатываем .Это уже теневые места .Так делаем 3-4-5 распечаток .Границы тонов обводим мягким карандашом

4.Инвертируем цвета , превращая светлые места в темные и наоборот ..Распечатываем блики и светлые места и тоже 3-4 раза .На самую первую распечатку перерисовываем (или переводим соединяя по два листка на просвет) границы тонов . Получаем , если так можно выразиться , ТОНАЛЬНУЮ КАРТУ ЛИЦА .

Эту карту можно просканировать и распечатать в сильно уменьшенном виде в нескольких экземплярах , чтобы можно было потренироваться карандашом , не тратя на большой формат слишком много времени
.
5. Вырезаем из бумаги кусочки бумаги с обязательно одинаковыми по размеру вырезанными окошками . С их помощью определяем светлоту тона в том или ином участке лица на "дубле-1"и копируем этот тон на идентичных участках на черно-белой распечатке, где есть только черты лица и нет теней . Тренируемся , так сказать Можно на маленьких распечатках ..Если тональная карта была составлена правильно , а также правильно скопированы тона по светлоте , то тренировочный портрет карандашом должен быть абсолютно похожим .

6. Если портрет карандашом получается хорошо два раза подряд-можно приступить к маслу (.Хоть какой-то опыт в рисовании лица этого конкретного человека уже есть) .Способов писать портрет маслом много , но я бы на холсте сначала скопировал фон с "дубля-2"и , с помощью окошка , скопировал общий тон лица и покрыл им равномерно овал лица на холсте . После чего тонкими линиями краски того же цвета , что и общий тон , но поплотнее , нанес тональную карту на лицо и стал бы лессировать . Но кто-то любит корпусную живопись . В этом случае границы между тонами можно стушевать кисточкой .

Считается классикой , когда свет на портрете падает слева .Левая сторона имеет более холодные оттенки , а правая-теплые .Как , впрочем и фон , где его правая сторона более затемнена .То , что места с одинаковой светлотой могут иметь разные оттенки цвета , а также то , что тупо копировать цвет на "дубле-2"и переносить его на идентичное место в рисуемом портрете нельзя(из-за, возможно, другого расположения этого конкретного участка кожи к источнику света) , и надо вносить коррективы -я думаю соображающий человек разберется по ходу дела сам .

Мне кажется , что если человек что-то может , то два-три раза таким способом ему хватит , чтобы черпануть опыта , не забить мозги , память грубыми ошибками и , включив интуицию, уже работать без всяких карт и шаблонов .

То есть : то , что написано выше -это , в основном , принцип действия , когда нет опыта , а спросить не у кого .

Можно также более четко определиться с градацией тонов и с помощью функции эффекты - портрет маслом в пейнт нет и с помощью функции фильтры- акварельный эффект в фотошопе, например в CS3. С правильно нарисованными чертами лица -это всего лишь 50% дела . Остальное - правильный подбор тона
Здесь , если не опыта , кроме как с помощью бумажных окошек и на глазок , я другого способа не вижу .

Хотя нет . Вижу . Пришла идея , возможно и сырая .

Вырезаем две полоски картона и красим их в общий тон лица . Одну картонку сворачиваем цилиндром и ставим вертикально на зеркало Он будет имитировать лицо . .На зеркало ложим палитру из тонкого пластика или стекла .Между палитрой и зеркалом подсовываем вторую крашенную картонку с вырезом по дуге , чтобы она немного соответствовала отражающемуся изгибу верхней кромки вертикального цилиндра .
Получается : на палитре отражается цилиндр со всеми тонами , затем идет по изгибу общий тон лица , просвечивающий через прозрачную палитру .Мешаем краску на палитре впритык к краю картонки с общим тоном , пока краска на палитре и отраженный тон не сольются .
А может поступить проще?(это я пробую импровизировать по ходу дела ) На полоске стекла или тонкого пластика с подложенной картонкой с общим тоном сделать тональную растяжку пальцем и , прикладывая её к отражению , в местах совпадения тона , сделать пометки , чтобы точно знать какой тон относится к тому или другому участку цилиндра и , соответственно , к тому или другому углу наклона поверхности цилиндра к свету . Краску на портрет брать с этой растяжки .
Вообще-то , портрет , написанный только одной краской -это как бы не очень . Могут на нем быть и зеленые оттенки и фиолетовые и лимонные . Но это можно сделать потом лессировками , когда лицо будет правильно вылеплено Тем более , что отраженный тон через зеркало будет чуть -чуть слабее отражаемого .Значит будет запас для уплотнения цвета лессировками .

Будет это работать или не будет работать - не имею ни малейшего понятия . Просто вот такая идея .

А что если еще проще: садиться напротив зеркала , просто наложить прозрачное стекло на свое отражение в зеркале и подбирать тон , используя стекло как палитру Если краски кроющие . (Я не знаю . Может под стекло в случае полупрозрачных красок ложить подкладку с общим тоном?) .Использовать это хотя бы один раз , чтобы знать что с чем мешать при рисовании портрета при аналогичном освещении
Или , на худой конец , ложить на горизонтальное зеркало руку и по отражению руки подбирать тона .Вообще-то у каждого человека свой цвет кожи(У женщин и мужчин разнятся ) .Ну , если подходит , то почему бы не воспользоваться.

Нет , последнее наплевать и забыть . Поступаем еще проще : делаем полоски картона или холста с красочными растяжками по тону и гоняем их вдоль и поперек своего фейса в отражении , пытаясь подобрать нужный тон к тому или другому участку нашего фейса . То , что соответствует , снимаем мастихином и используем в аналогичном месте в рисуемом портрете .Так легче создать более правдивый тон , каким бы грязным и мутным он ни казался
А интонацию освещения потом можно создать лессировками

А еще лучше прикрепить на зеркале лист бумаги с двумя окошками .Одно 2,5 на 2,5 см и 1,5 на 1,5 . Подгоняя ту или иную часть своего фейса в квадратик , можно получить более точное представление о цвете и оттенке кожи в том или ином месте , абстрагируясь от соседних оттенков .То , что казалось нейтрально серым оказывается может иметь зеленоватый или фиолетовый оттенок .То есть : таким образом можно получить абсолютно жизненные цвета , оттенки и тени .

Если художник стремится не просто рисовать, а развивать и улучшать свои способности – делать необходимо так, чтобы нарисованные им портреты становились все лучше и лучше. Процесс изображения лица человека – не самая трудная работа. Главное отчетливо представлять, как выглядит лицо (именно поэтому художникам нужен натурщик) и соблюдать пропорции.

Помощь начинающему художнику в этом деле окажет пошаговое руководство и подготовка к работе.

Инструменты для рисования

Пропорции лица человека для рисования будет легче соблюдать, если главным инструментом станет простой карандаш, а главным материалом – бумага. Также понадобится ластик, который поможет удалить ненужные линии или другие лишние элементы лица.

Как только художник приобретет уверенность в себе и своих возможностях, он поймет, что настало время для расширения своего охвата.

Например, можно начать работать следующими инструментами:

Пропорции лица человека для рисования портрета карандашом. Схема

Помимо основных инструментов, которые непосредственно оставляют следы на бумаге, применяются также дополнительные средства, создающие определенные эффекты. Самым простым из этих средств являются пальцы. Достаточно просто провести пальцем по поверхности бумаги, чтобы выполнить растушевку.

Также растушевать помогают:

Пропорции лица человека для рисования легко соблюдать, если грамотно подбирать материалы и инструменты. Также необходимо помнить, что ошибок во время творческого процесса избежать не получится, как бы художник ни старался и каким бы профессиональным он ни был. Постоянно придется что-то удалять, что-то дополнять, особенно в столь точной работе как создание портрета. Поэтому без ластика обойтись не получится.

Пропорции лица человека для рисования портрета карандашом. Схема

Рекомендуется использовать не стандартный ластик, знакомый всем со школы, а клячку. Она отличается от традиционного ластика тем, что является более мягкой. Клячка отлично подходит для создания эскизов и тщательной проработки деталей. Единственная ее проблема в том, что клячка может пересохнуть. Чтобы избежать этой неприятности, хранить ее нужно в коробочке. Клячки помогут при формировании точек для выделения бликов в глазах и волосах.

Художники работают гуашью и акварелью, а также могут использовать:

  • чернила;
  • акриловые краски;
  • темперу;
  • пастель.

Мастер-классы

Необязательно при первой же попытке нарисовать человеческое лицо стараться создать такой портрет, который будет неотличим от фотографии. Самые первые рисунки могут быть максимально упрощены. Однако они помогут художнику усвоить и закрепить знания о физиологии лица.

Рисование лица человека необходимо выполнять с соблюдением пропорций. Ведь если их не соблюдать, то получившаяся голова будет мало похожа на человеческую. Мастер-классы, которые приводятся ниже, расположены в порядке увеличения сложности. И начинать рекомендуется с первого – самого простого варианта.

Анфас

Шаги по его созданию будут следующие:

Профиль

Пропорции лица человека для рисования в профиль также важны, как и в анфас. Лицо в профиль также имеет форму яйца, но от положения анфас оно отличается тем, что острая его сторона направлена в угол. Вспомогательные перпендикулярные линии на этот раз будут разделять голову на черепную и лицевую части.

Шаги по созданию лица в профиль будут следующие:

Рисунок на основе квадрата

Необязательно использовать в качестве основы овал. Можно начать работу по рисованию лица с квадрата.

Такой творческий процесс будет проходить следующим образом:

  1. Провести вертикальную прямую. Она должна проходить так, чтобы бумажный лист в итоге был разделен пополам на равные правую и левую стороны. Необходимо помнить, что это вспомогательные линии. Они требуются лишь для построения. Следовательно, на карандаш не нужно сильно давить, ведь на финальных этапах работы эти линии должны быть удалены.
  2. Посередине нарисовать большой квадрат. В эту четырехугольную фигуру на последующих этапах будет вписываться само лицо. Здесь нет необходимости использовать композиционное правило, оставлять больше места в нижней части.
  3. Фигуру разделить на 3 одинаковые части по вертикали.
  4. Взять величину половины третьей части квадрата и добавить ее над квадратом.
  5. Провести линию по горизонтали. Она будет обозначать верхнюю границу головы.
  6. Определить местоположение глаз. Они должны находиться в центре между верхней и нижней линиями. Следует найти середину на оси и провести через нее горизонтальную прямую. Здесь будут находиться глаза.
  7. Вспомнить о круглом черепе. Это следует сделать перед тем, как приступать к рисованию окружности сверху. Радиус ее должен быть в 3 раза меньше, чем расстояние между верхней и нижней точками головы.
  8. Провести еще 1-ну окружность. Она должна быть чуть меньше: ее радиус в 4 раза меньше, чем расстояние между верхней и нижней точками головы.
  9. Соединить 2 окружности, используя для этого касательные прямые. После этого получится овал лица. Однако работа еще не закончена. Дальше художника-портретиста ждет детализация.
  10. Нарисовать круглые очи. Для этого нужно на 5 частей разделить отрезок между пересечениями линии глаз и контура лица. Каждый четный отрезок (2-й и 4-й как сверху, так и снизу) – это и есть места, куда будут вписываться круги.
  11. Начать работу с носом. Он должен находиться на 3-й части квадрата – приблизительно в середине. Ширина его равна ширине 3-го глаза.
  12. Уши всегда имеют такую же длину, что и нос. И располагаются они в той же области, но по краям от главного овала лица.
  13. Перейти к губам. Чтобы определить, где именно они будут находиться на этом рисунке, следует нижнюю 3-ю часть квадрата разделить на 3 вертикальные области. Под верхней областью будет проходить линия смыкания губ. Соответственно, 2 другие области будет находиться под этой линией. Длину губ нужно проецировать из центра глазных яблок.
  14. Удалить все лишние линии. Для этого применяется ластик.

Профессиональный художник захочет придать своей картине боле реалистичный вид. Однако для начинающего это не является необходимостью.

Детализированный рисунок с тенями

Пропорции лица человека для рисования портрета карандашом. Схема

Пропорции лица человека для рисования помогают избежать искажений и неестественности. Если добавить на лицо теней в правильном месте, то портрет станет более красивым и более живым. Однако добавление теней – это один из последних этапов всей работы. Начинать же нужно также с обозначение формы головы и проведения вспомогательных линий.

А именно:

Многие убеждены, что рисовать умеют лишь избранные талантливые личности. Однако это большая ошибка. Рисование, как и любой другой творческий процесс, может освоить каждый, независимо от возраста, пола, жизненных убеждений. Для этого только требуется желание, настойчивость и немного терпения. Первый портрет человека наверняка получится не самым удачным; однако второй уже будет лучше, а третий – лучше второго.

Главное, что требуется художнику при рисовании портрета человека – знание пропорций лица и правил построения. Выучить это несложно. К тому же, задача значительно упростится, если следовать инструкции.

Читайте также: