Как сделать красивый конспект

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 18.09.2024

Запомнить много информации, разобраться в материале или придумать новые идеи — для каждой задачи нужен свой способ.

1. Метод Билла Гейтса

Необычный способ ведения записей Билла Гейтса подметил молодой предприниматель Роб Ховард и описал Post BillG Review / Grokable его в своём блоге. Создатель Microsoft пользуется обычной бумагой и ручкой и делит лист на четыре равные части. Каждый из получившихся квадратов отведён под определённую информацию: Робу удалось подсмотреть, что в одном из нижних Билл записывает вопросы.

Когда полезен

Пригодится на деловых встречах, лекциях без чёткого плана, проходящих в форме свободного обсуждения.

Как использовать

На одну тему выделите чистый лист бумаги и разделите его на четыре части. Каждой дайте название, в зависимости от того, чем вы будете их наполнять. Например:

  • основные мысли;
  • заметки и важные подробности;
  • примеры;
  • вопросы, возникающие в ходе беседы.

2 . Метод Корнелла

Возможно, именно этот метод Билл Гейтс модифицировал под себя. Способ предполагает чёткое разделение основных мыслей и заметок во время записей. По итогу вы должны сформулировать резюме внизу листа.

Когда полезен

Отличает метод Корнелла то, что с его помощью удобно обрабатывать большие объёмы информации — продолжительные и информативные лекции.

Как использовать

Сверху оставьте место для обозначения темы. Остальную часть листа разделите на две колонки — узкую и широкую. Внизу оставьте место — около четверти страницы.

Левая узкая часть понадобится для записи ключевых мыслей. Чем их будет меньше, тем лучше. И тем удобнее вам будет потом ориентироваться в конспекте. Причём лучше заполнять её уже после лекции, чтобы точно выделить только нужное.

В правой части вы записываете всю важную информацию, подробности и заметки. Внизу — резюме лекции: делаете выводы и формулируете вопросы по теме.

3. Метод боксов

Этот метод тоже схож с предыдущими, но его суть в том, чтобы заключать каждый блок темы в небольшие квадраты. Таким образом визуально воспринимать информацию легче и удобнее: вы фокусируетесь только на выделенном аспекте темы. В итоге факты не путаются между собой, и вспомнить написанное проще.

Когда полезен

Способ подходит, когда на лекции вы рассматриваете несколько понятий, учите иностранные слова, даты, биографии исторических личностей. На работе удобен при обсуждении нескольких задач в рамках одного проекта.

Как использовать

Например, вам нужно коротко запомнить ключевые моменты из жизни известных личностей X века. Нарисуйте отдельные квадраты для князя Игоря, княгини Ольги, Святослава и других. В каждом из них отдельными пунктами отметьте важные даты и факты. В итоге конспект будет выглядеть примерно так:

4. Метод колонок

Будет удобен, если тема лекции одна и каждый её пункт нужно рассмотреть по одинаковым критериям. Для этого рисуем таблицу — такие обычно делают на уроках истории. В левой колонке пишем даты, а в остальных поочерёдно указываем, что произошло, где, какие итоги у этого и так далее.

Когда полезен

Эффективен, если вам нужно законспектировать много фактов, свести несколько элементов в одну понятную систему и разобраться в плюсах и минусах чего-либо.

Как использовать

Определите заранее, какие колонки вам понадобятся. Старайтесь, чтобы их было 4–6 и в них действительно содержалось самое важное. Например, вы готовитесь к совещанию по рабочему проекту. Названия колонок могут быть такими:

  • кто;
  • чем будет заниматься;
  • с кем в команде;
  • когда должен закончить;
  • каких результатов мы ждём.

5. Метод предложений

Суть этого способа проста: каждая записанная вами мысль нумеруется. Это делается для того, чтобы вам было легко ориентироваться в тексте и не приходилось мельчить на полях в поисках места, куда дописать информацию.

Когда полезен

Идеально подходит, если вам предстоит законспектировать длинную лекцию, а преподаватель привык перескакивать с одной мысли на другую.

Как использовать

6. Метод Марии Поповой

Мария Попова — создательница блога BrainPickings. Она рассказывает, что каждую неделю ей приходится читать около 15 книг, чтобы писать по три статьи в свой блог ежедневно. Было бы странно, если бы она конспектировала всё, что читает. Поэтому Мария составила Maria Popova on Writing, Workflow, and Workarounds / The Tim Ferriss Show собственную систему заметок, в которой отмечает только страницы книг.

Когда полезен

Метод поможет, если вы читаете много трудов по предмету. В конспекте можно собрать нужные материалы или вычленить основную мысль из очень объёмной книги.

Как использовать

Всё, что вам нужно записать, — это главную тему конспекта и ключевые моменты. К ним вы добавляете те страницы из книг, где нашли основную мысль.

Например, вы делаете разбор нескольких книг о пластичности мозга. Ваш конспект будет выглядеть примерно так:

  • что такое пластичность мозга — Норман Дойдж, с. 12, 56;
  • можно ли её развить — Норман Дойдж, с. 17;
  • как это сделать — Джо Диспенза, с. 26, 45.

Цитаты отмечайте прямо в книге — текстовыделителями, карандашами или стикерами. Так вам не придётся тратить время на подробный конспект, а в момент написания работы по материалу нужно будет просто следовать пунктам списка.

7. Метод индексов

Этот способ предполагает, что важные мысли вы маркируете в тексте определёнными значками. Они помогут продолжить работу с конспектом после: структурировать информацию, предпринять какие-то действия, сформулировать вопросы.

Когда полезен

Пригодится, если у вас нет времени или возможности обработать материал сразу по ходу письма. К примеру, когда после встречи нужно поставить задачи, распределить приоритеты и роли.

Как использовать

Составьте список значков, которые вы будете использовать. Маркируйте мысли подобным образом:

  • квадрат — собственные задачи;
  • круг — задачи, которые нужно делегировать;
  • звёздочка — особо важные моменты;
  • знак вопроса — что нужно уточнить.

8. Метод потока

Когда полезен

Метод помогает в тех случаях, когда вам не нужно точно или дословно воспроизводить материал. Используя его, вы лучше разберётесь в теме, так как будете сразу самостоятельно перерабатывать полученную информацию. Плюс, сможете формулировать вопросы по ходу лекции и задать их сразу же.

Как использовать

Записывайте только ключевые моменты лекции. Если попадается ещё что-то важное — передавайте своими словами. А в остальном дайте полную свободу потоку мыслей: фиксируйте свои идеи, вопросы, комментарии и выводы.

9. Метод ментальных карт

Карта мыслей на первый взгляд кажется гораздо сложнее и запутаннее обычного построчного конспекта. В ней ключевая идея находится в центре, а от неё тянутся ветки мыслей и объяснений. Но на самом деле она намного эффективнее M. Kalyanasundaram, S. B. Abraham et al. Effectiveness of Mind Mapping Technique in Information Retrieval Among Medical College Students in Puducherry — A Pilot Study / Indian Journal of Community Medicine .

Когда полезен

Метод удобен, когда вам нужно переработать очень большой объём информации, найти новые идеи, составить план или как-то проанализировать своё текущее состояние. Если надоело тупо зубрить учебники, способ вам тоже понравится — чего только стоит рисование веток, стикеров и других обозначений.

Как использовать

В центре карты напишите главную мысль. От неё проведите несколько линий и отметьте все ключевые идеи, относящиеся к теме. На эти ветки добавляйте новые пункты, раскрывающие предыдущие, и так далее.

Пишите кратко и старайтесь не расширять карту дальше четвёртого уровня. Объединяйте темы из разных веток, добавляйте заметки и идеи. Делайте всё, чтобы не только удобно расположить мысли на карте, но и заставить её работать на вас.

Планы уроков — это огромный труд, который обязательно пригодится учителю или его ученикам. Поэтому важно сохранять все конспекты по годам, предметам, темам, например, на Google Диск .

Кроме распечатанного плана урока, рекомендуем сохранить его на ноутбук и смартфон. Листок с планом может выпасть или испортиться, а урок никуда не денется, его нужно будет провести. Поэтому лучше подстрахуйтесь и сохраните план-конспект урока везде, где только можно!

18. В план-конспект урока по физической культуре добавьте таблицу, чтобы отслеживать достижения учеников

План-конспект по физической культуре обычно не так просто составить, эта дисциплина отличается от остальных местом проведения и заданиями. Особенно ученики не любят сдавать нормативы.

Попробуйте их заинтересовать: включите зажигательную музыку или расскажите интересные факты об успешных спортсменах. А сами результаты нормативов записывайте в удобную таблицу. В конце года по ней вы отследите достижения своих учеников.

Использовать этот шаблон

Использовать этот шаблон

Для урока по биологии в редакторе Canva есть готовые карточки с классификацией животных. Такие материалы можно самостоятельно сделать для урока по любой теме.

Использовать этот шаблон

Использовать этот шаблон

20. В план-конспект урока добавьте инфографику, если рассказываете об исследованиях и интересных фактах

Суть инфографики — в преобразовании общей информации в емкую, понятную и красочную форму. Детям легче запомнить интересные факты о Земле, если информация будет преподнесена с картинками и в простом виде. В Canva есть замечательные примеры инфографики, которые сделают разнообразнее уроки географии и истории.

Использовать этот шаблон

Использовать этот шаблон

Если нет возможности провести викторину, используйте красочные карточки, которые тоже помогут проверить знания учеников. Например, в план урока английского языка можно добавить задание по заполнению карточки. Предложите ученикам дома прочитать рассказ или посмотреть мультфильм, а потом на уроке описать черты характера, действия, размышления понравившегося персонажа в красочных карточках.

Использовать этот шаблон

Использовать этот шаблон

Еще можете предложить ученикам рассказать о своей любимой еде с помощью фактов и картинок вместо скучного эссе на заданную тему. Это задание поможет каждому школьнику проявить свою индивидуальность!

Использовать этот шаблон

Задания можно отправлять ученикам и в электронном формате. Для этого мы рекомендуем учителям поработать на платформе Canva для образования . Учителю и ученикам предоставим возможности редактора совершенно бесплатно. Создавайте вместе с детьми презентации, викторины, карточки и плакаты!

1. Не пытайтесь записать каждое слово преподавателя

Почему? Во-первых, в попытке успеть за каждой буквой вы рискуете уйти в механическую работу, отключить голову и ничего не запомнить. Конечно, можно пообещать себе, что вы перечитаете конспект дома, в спокойной обстановке, но заставить себя это сделать — гораздо сложнее. Лучше не делать лишнюю работу и пытаться анализировать информацию здесь и сейчас: прослушивание лекций должно быть активным процессом. Во-вторых, при такой спешке неизбежно портится почерк. И когда нужно будет перечитать материал перед экзаменом или контрольной, вы можете просто не разобрать, что сами написали. Лучше делать так: сначала послушать преподавателя, попытаться понять информацию, которую он хочет до вас донести, и только после этого тезисно записать самое важное. Если вдруг вы что-то не успеете или упустите, можно будет дополнить учебником.

2. Не превращайте конспект в раскраску

3. Перечитывайте материал перед следующим занятием

Да, делать этого не хочется, но подождите пролистывать этот пункт. Дело в том, что 10-15 минут повторения пройденного перед занятием могут уберечь вас от дней мучительной зубрёжки перед экзаменами. К тому же повторение прошлого материала помогает лучше усвоить новый. Мозг хитрая штука — он запоминает только ту информацию, с которой взаимодействует постоянно. На этом, кстати, основан метод интервальных повторений , который помогает эффективно запоминать любую информацию.

4. Выберите систему записей, которая подходит вам больше всего

Во время учебы в ВУЗе или ССУЗе человеку нужно запоминать большое количество информации. На первом курсе студенты могут не знать, что такое конспект и как его писать. Некоторые люди ошибочно считают, что для его составления достаточно дословно фиксировать лекцию преподавателя. В тексте указывают только основные тезисы занятия.

Что такое конспект и как его писать

Основные понятия

В результате конспектирования человек получает хорошую структурированную запись, которую он может использовать для лучшего запоминания информации. Посторонний читатель легко получит краткое представление о теме. Подобная работа важна не только для лекций, но и для работы с научной литературой.

Обычное дословное копирование частей учебника или урока бесполезно по нескольким причинам:

Оформление конспектов

  • В процессе записи человек быстро устанет, у него испортится почерк.
  • Снижается концентрация внимания и происходит машинальное записывание текста без его осмысления.
  • Придется использовать разные сокращения и аббревиатуры, которые будет сложно опознать.
  • Дословная запись бесполезна, так как в ней нет структуры и сложно выделить важную информацию.

Лучше правильно писать конспект, который пригодится во время подготовки к экзамену. В тексте можно выделять особо ценные моменты яркими маркерами и цветными ручками. Иногда полезно представить информацию в виде схем, диаграмм, таблиц.

Всего выделяют несколько видов конспекта. План-конспект представляет собой перечисление основных тем лекции. По ходу занятия преподаватель раскрывает каждый подпункт, и студент может записать основные тезисы. Подобный вид работы хорошо подходит для подготовки к семинарам или к публичным выступлениям.

Делать схематический план лучше всего для проработки книги. Информацию фиксируют в виде таблицы или взаимосвязанных блоков. С помощью такого наглядного материала легче понять взаимосвязь между основными моментами изучаемого материала.

Текстуальный конспект составить сложнее, так как он должен содержать цитаты из первоисточника. Это необходимо при изучении литературного произведения или философских трудов. Тематический конспект составляется на основе изучения нескольких источников.

Каждый студент сам решает, как ему вести записи. У некоторых преподавателей может быть только одно требование: все должно вестись от руки и без использования печатного текста.

Правила составления

Как правильно писать конспект

Красивый конспект должен быть содержательным и информативным. Поэтому сначала обязательно записывается тема. Каждый новый смысловой блок начинается с абзаца. Термины и другая важная информация выделяются разными способами.

Для того чтобы быстро записывать слова лектора, лучше использовать разные сокращения и условные обозначения: знаки больше или меньше, стрелочки и тому подобное. Все это позволит сэкономить время. Преподавателя нужно дослушать до конца и только потом фиксировать его мысль. Если он советует какую-то литературу, то ее нужно записать на отдельном листе.

Основное правило написания конспекта — это краткое изложение информации. Поэтому не стоит записывать длинные и пространственные рассуждения. В случае если какие-то термины непонятны, нужно их отдельно выделить и позже записать значение.

Некоторые преподаватели в начале лекции дают план, который содержит основные моменты занятия. Его необязательно записывать, но он поможет лучше зафиксировать смысловые блоки текста.

Навыки конспектирования пригодятся не только во время обучения. Если человек хочет лучше запомнить информацию из книги или статьи, ее лучше записать. Единых правил ведения записей не существует, так как каждый выбирает удобный для себя способ. Для разных предметов могут использовать определенные виды конспектов.

Как красиво оформить конспекты в тетради

Так, для точных наук лучше применять схемы и таблицы. Подобный вариант подойдет для истории и биологии. В гуманитарных предметах нередко нужно цитировать первоисточник, поэтому лучше составлять конспект в виде плана.

Навык ведения записей развивается постепенно. Со временем человеку будет легко выделять главную информацию и записывать ее в тетрадь или блокнот. Это пригодится во время посещения выступлений или ведения переговоров, так как получится быстро фиксировать мысли.

Способы оформления

Хороший конспект должен быть тезисным и содержательным. В нем нужно выделять важную информацию, которая имеет особое значение — формулы, даты, определения, известных личностей и тому подобное. Для облегчения восприятия используют разные виды оформления текста. Это делают с помощью:

  • текстовыделителей;
  • цветных ручек;
  • стикеров.

Важно не использовать чрезмерное выделение, иначе это превратит записи в раскраску. Ключевые моменты конспекта можно обозначать не только с помощью цветов. Разные шрифты, римские цифры и латинские буквы тоже подойдут для оформления смысловых блоков.

Красиво оформить конспекты в тетради можно с помощью обычной шариковой ручки. Для этого важные моменты записей подчеркивают разными линиями.

Необычные варианты

Как красиво оформить конспекты

Оформление конспектов может быть нестандартным. Например, ментальная карта подойдет тем людям, которые любят мозговые штурмы. В центре альбомного листа пишется тема лекции. К ней добавляют разные смысловые блоки, которые будут содержать основные слова и идеи. Дополнять карту можно рисунками и значками. Для лучшего восприятия информации текст записывают разными цветами.

Метод Корнелла очень популярен в США. Конспект лучше записывать на листе альбомного формата. Его делят на две колонки (первая чуть уже второй), вверху записывают тему лекции и дату. В правой колонке указывают подробно информацию. После занятия заполняют левую колонку и в ней фиксируют важные тезисы, даты, формулы. В конце страницы пишется вывод. Важно дополнять конспект сразу, иначе большая часть лекции забудется.

Билл Гейтс использовал оригинальный способ ведения записей. Он рисовал в блокноте несколько квадратов, каждый из которых имел свое значение. Например, один был предназначен для записи вопросов, которые возникли по мере прослушивания лекции.

Метод предложений подразумевает почти дословное записывание слов лектора. Каждое предложение нумеруется и начинается с новой строки. В дальнейшем это позволяет делать короткие пометки.

Вариант конспектирования Скотта Янга существенно отличается от традиционного ведения записей. В нем человек должен записывать ключевые моменты лекции и дополнять их своими комментариями. Таким образом, происходит серьезная переработка и осмысливание текста. Готовый конспект проще запомнить и с его помощью легко освежить память.

Виды конспектов

Разные образцы оформления записей помогут понять, какой вариант подходит человеку для работы.

Некоторые особенности

Правила написания конспектов

В школе ученики тоже могут писать конспекты. Для этого им дается определенный параграф из учебника или статья. Такой вид работы позволяет научиться анализировать текст и выделять из него главную информацию. Поэтому для начала нужно внимательно прочитать отрывок несколько раз.

Это позволит понять содержание параграфа. После нужно выделить основные моменты и ключевые идеи текста. Не стоит стремиться записать все слово в слово, так как от обычного копирования толку нет. Всю прочитанную информацию нужно разбить на несколько пунктов.

В конспект заносят определения, даты, цитаты и известных личностей. При необходимости можно писать примеры и факты, которые помогут лучше понять информацию. В конце добавляют вывод. У каждого человека свой способ ведения записей, поэтому текст может выглядеть по-разному.

Иногда конспектирование осуществляется в классе. В таком случае учитель указывает, какие страницы учебника нужно изучить и записать. Подобный вид работ указан в ФГОС и является важной частью образовательного процесса. Важно, чтобы школьники поняли, что составлять конспект не значит дословно переписать текст. Им постепенно нужно развивать навыки составления коротких записей.

Читайте также: