И я видел как он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 09.09.2024

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Урок углубленной работы с художественным текстом. Цели урока: 1. Образовательные: рассмотрение сюжета и композиции рассказа; представление о контрасте как художественном приеме, на котором строится рассказ. 2. Развивающие: развитие навыков анализа художественного текста; умение давать сравнительную характеристику персонажей, самоанализа и самооценки. 3. Воспитательные: уважительное отношение к литературе, в частности, к творчеству Л.Н. Толстого; развитие человеколюбивых качеств личности учащихся: гуманности, миролюбия; понимание ответственности человека за всё происходящее вокруг.

Сборник - Рассказы о любви

Сборник - Рассказы о любви краткое содержание

В этот маленький сборник вошли рассказы великих русских писателей о великом чувстве – о любви. Нежные, печальные, горькие, ироничные – с течением времени они не устаревают, и каждое поколение читателей наслаждается этими волшебными строками. Поменялись только декорации – чувства остались прежними…

Рассказы о любви - читать онлайн бесплатно ознакомительный отрывок

– О господи, – проговорил подле меня кузнец.

Шествие стало удаляться, все так же падали с двух сторон удары на спотыкающегося, корчившегося человека, и все так же били барабаны и свистела флейта, и все так же твердым шагом двигалась высокая, статная фигура полковника рядом с наказываемым. Вдруг полковник остановился и быстро приблизился к одному из солдат.

– Я тебе помажу, – услыхал я его гневный голос. – Будешь мазать? Будешь?

И я видел, как он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого, слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина.

– Ну, это мы знаем, как вы никуда не годились, – сказал один из нас. – Скажите лучше: сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было.

– Ну, это уж совсем глупости, – с искренней досадой сказал Иван Васильевич.

– Ну, а любовь что? – спросили мы.

– Любовь? Любовь с этого дня пошла на убыль. Когда она, как это часто бывало с ней, с улыбкой на лице, задумывалась, я сейчас же вспоминал полковника на площади, и мне становилось как-то неловко и неприятно, и я стал реже видаться с ней. И любовь так и сошла на нет. Так вот какие бывают дела и от чего переменяется и направляется вся жизнь человека. А вы говорите… – закончил он.

20 августа 1903 г.

Тупейный художник. Рассказ на могиле

(Святой памяти благословеного дня 19-го февраля 1861 г.)

Души их во благих водворятся.

Был в таком же необычайном художественном роде мастер и у нас на Руси.

Моего младшего брата нянчила высокая, сухая, но очень стройная старушка, которую звали Любовь Онисимовна. Она была из прежних актрис бывшего орловского театра графа Каменского, и все, что я далее расскажу, происходило тоже в Орле, во дни моего отрочества.

Брат моложе меня на семь лет; следовательно, когда ему было два года и он находился на руках у Любови Онисимовны, мне минуло уже лет девять, и я свободно мог понимать рассказываемые мне истории.

Фото

Любовь Онисимовна тогда была еще не очень стара, но бела как лунь; черты лица ее были тонки и нежны, а высокий стан совершенно прям и удивительно строен, как у молодой девушки.

Матушка и тетка, глядя на нее, не раз говорили, что она несомненно была в свое время красавица.

Она была безгранично честна, кротка и сентиментальна; любила в жизни трагическое и… иногда запивала.

Она нас водила гулять на кладбище к Троице, садилась здесь всегда на одну простую могилку с старым крестом и нередко что-нибудь мне рассказывала.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Елена Бурьевая

Урок литературы в 8 классе по теме

«Истинное и ложное лицо полковника

Учитель: Дмитриенко В.Н.

1. Образовательные: рассмотрение сюжета и композиции рассказа; представление о контрасте как художественном приеме, на котором строится рассказ.

2. Развивающие: развитие навыков анализа художественного текста; умение давать сравнительную характеристику персонажей, самоанализа и самооценки.

3. Воспитательные: уважительное отношение к литературе, в частности, к творчеству Л.Н. Толстого; развитие человеколюбивых качеств личности учащихся: гуманности, миролюбия; понимание ответственности человека за всё происходящее вокруг.

Повторить теоретические сведения (жанр рассказа, антитеза, анализ эпизода, черты характера персонажа);

Сравнить качества героя рассказа в разных эпизодах, заполнить таблицу;

Развивать способность высказывать свое мнение, приводить аргументы;

Формировать гуманистические чувства детей.

Тип и вид урока: Урок углубленной работы с художественным текстом.

Технологии: технология проблемного обучения.

Методы: эвристический, метод беседы, сравнительно-сопоставительный, аналитический, метод словесного рисования, иллюстративный метод, метода анализа и аргументации.

Материалы и оборудование : учебник по литературе для 8 класса Т.Ф.Курдюмовой, мультимедийная презентация.

Предварительная подготовка : анализ рассказа, заполнение таблицы.

Рассказ ведется от лица Ивана Васильевича (да).

Он был сильно влюблён в Вареньку Б. (да).

Бал состоялся у губернского предводителя на Рождество (нет, в последний день Масленицы)).

Мазурку Варенька танцевала с отцом (да).

Весь вечер И. В. танцевал с Варенькой Б. (нет)

В 3-ем часу ночи танцевали кадриль (да).

После бала рассказчик быстро уснул (нет).

Прогуливаясь ранним утром, И. В. увидел в поле сцену наказания солдат (да)

Рядом шёл полковник Б. и ругал одного солдата (да)

И. В. женился на Вареньке Б. и пошёл на военную службу (нет).

2. Актуализация знаний

( Предполагаемый ответ ученика :

- события после бала раскрыли характер полковника с другой стороны.

- Слово учителя: давайте рассмотрим, каким увидел Иван Васильевича полковника во 2 эпизоде. (Чтение эпизода)

Работа с таблицами .

Задание: Проанализировать, как был представлен полковник в 1 эпизоде, затем сравнить черты характера во втором.

Счастл Счастлив, блажен, добр

Испытывает ужас, тоску, стыд

Самоуверенный и благородный, николаевской выправки.

С румяным лицом, статной фигурой.

Грозный, злобный, гневный, самоуверенный.

Вывод : внешне полковник после бала не изменился. Он был таким же красивым, стройным и уверенным в себе человеком.

Задание : Сравним черты характера, для доказательства приведем цитаты из текста.

Самоуверенный и благородный, николаевской выправки.

Грозный, злобный, гневный, самоуверенный.

Вопрос: что значит николаевская выправка? Какое было николаевское время?

Предполагаемый ответ : Зловещая эпоха царствования Николая, закончившаяся поражением России в Крымской войне. Описано обычное для николаевской армии событие: избиение солдата шпицрутенами. У Николая Павловича было прозвище - Николай Палкин.

- Вопрос: Выражает ли автор своё отношение происходящего словами. Есть ли авторская оценка происходящего? Предполагаемый ответ: Писатель очень сдержанно выражает свои чувства. Он предоставляет самому читателю оценить поведение полковника – палача, вечером танцевавшего на балу с дочерью, а утром на плацу руководившего жестоким наказанием солдата. Писатель ограничился тем, что в ярких картинах нарисовал события, пережитые героем рассказа. А выводы делает сам читатель.

4. Постановка проблемы:

- Что произошло такого, что наше отношение к герою изменилось?

- Как могут уживаться нежность и жестокость, любовь и ненависть?

О каких чертах характера Петра Владиславовича (Полковника Б.) позволяет судить данный эпизод?

Требования к ответу :

- наличие прямого ответа на вопрос,

– соответствие ответа авторской позиции,

– обоснование высказанных тезисов на основе анализа текста,

– соблюдение фактологической точности.

Требование к ответу :

– указание названий и авторов произведений, выбранных экзаменуемым для сопоставления .

– обоснование выбора этих произведений с опорой на тексты;

– сопоставление произведений с исходным текстом в указанном в задании направлении.

– наличие /отсутствие искажений авторской позиции и фактических ошибок.

6. Применение полученных знаний и умений .

- Слово учителя. У писателя был первоначальный вариант этого рассказа.

Сравните черновой и окончательный варианты концовки рассказа и ответьте на вопрос: почему Толстой изменил историю жизни Ивана Васильевича?

Черновой вариант рассказа

Окончательный вариант рассказа

Вопрос: Почему Толстой изменил концовку рассказа?

(Предполагаемый ответ: В окончательном варианте сильнее выражено нежелание героя быть похожим на полковника, принимать законы жизни, которые царили в армии, полнее представлено чувство ответственности Ивана Васильевича за несправедливость, царящую в мире .)

- Слово учителя . Приняв решение не служить нигде, Иван Васильевич делает свой нравственный выбор. Он не хочет быть таким же жестоким, как полковник. В армии царят произвол и жестокость, на каждом шагу нарушаются справедливость и человечность. Поэтому Иван Васильевич, чтобы сохранить душу, делает свой выбор.

7. Итог урока:

Вопрос : Изменился ли полковник во 2 эпизоде? Если да, то какое лицо полковника было истинным, а какое ложным?

Слово учителя : Понять, что офицер носил маску доброго человека, а оказался подлецом и злодеем, не составило бы большого труда. Но как понять того, кто искренне добр в одной обстановке и искренне зол – в другой? С этой проблемой и с этим выбором – как себя вести, как верить близким людям, как отличать правду от лжи люди сталкиваются постоянно. И я желаю вам уметь разбираться в людях.

8. Домашнее задание .

Написать сочинение на одну из тем:

1) О каких чертах характера Петра Владиславовича (Полковника Б.) позволяет судить данный эпизод?

Читайте также: