Как сделать литературную игру

Обновлено: 15.05.2024

Сто слов

У каждого из нас запас слов очень невелик. В этом убеждается каждый, когда начинает писать. Свой запас слов всемерно надо расширять. Чем больше читаешь, тем богаче лексикон. Очень интересные результаты дало исследование словаря Шекспира. Оказалось, что Шекспир владеет больше чем 20 тысячами слов в то время, как у других знаменитых писателей это число доходит до 12–14 тысяч.

Эту игру можно проводить и на время. Даётся 3 минуты, и тот, кто напишет больше слов за это время, получит больше очков.

Соревнование гласных

Покажем пример игры. 1. Обороноспособность. 2. Золотонос. 3. Оборот. 4. Долото. 5. Обмолот. 6. Коловорот. 7. Водоворот. 8. Колокол. 9. Носорог. 10. Водоросль.

Весёлая типография

Каждому играющему даётся по 5 карточек, а остальные кладутся на стол чистой стороной вверх.

Таким образом, каждый играющий должен выложить на стол одну карточку с буквой так, чтобы она дала возможность составить слово, названное предыдущим играющим, или же дать новое сочетание букв из имеющихся на столе.

Цель каждого играющего — как можно скорее отделаться от своих карточек с буквами. А по условиям, оставшиеся после раздачи карточки с буквами идут в прикуп. Играющий обязан брать оттуда карточки, если у него нет подходящей буквы или когда у него число карточек меньше пяти. Тот, кто не сумеет составить целое или часть слова, забирает себе все карточки, выложенные играющими, и теряет ход.

Каждый играющий может положить не только одну карточку: если у него есть буквы, при помощи которых он может закончить слово или составить новое, использовав все открытые буквы, он выкладывает их на стол и выходит из игры.

Игра кончается, когда у одного из игроков выйдут все карточки с буквами. Каждый проигрывает столько очков, сколько карточек с буквами у него на руках.

У кого больше слов

Вооружившись карандашами и бумагой, все ребята записывают набор букв, который даёт руководитель игры. Буквы даются в таком порядке, чтобы нельзя было сразу узнать, какое слово зашифровано в них.

Для начала слово должно состоять не более чем из 6–7, в крайнем случае из 10 букв. Чтобы лучше усвоить сущность игры, мы её покажем на примере.

Участники игры записывают каждую отдельную букву в таком порядке, как их зачитывают, и первым делом должны решить, какое же основное слово скрывается в этом наборе букв. По условиям игры надо, во-первых, определить это слово, а затем написать как можно больше самостоятельных слов, в которые входили бы эти буквы, причём за каждое новое слово даётся столько очков, сколько в него входит букв. Из указанного набора букв получаются такие слова:

1. Москва. 2. Комса. 3. Воск. 4. Коса. 5. Квас. 6. Сова. 7. Омск. 8. Оса. 9. Косма. 10. Сом. 11. Сок. 12. Ком. 13. Ока. 14. Мак. 15. Сак.

Этот список можно удлинить. Общее количество слов даёт число выигранных очков. Тот, кто наберёт больше очков за определённый срок в 5 или 10 минут, тот считается победителем. В этой игре не рекомендуется брать длинных слов, ибо на это потребуется слишком много времени.

Надо всегда помнить, что игру затягивать нельзя — чем чаще сменяется одна игра другой, тем интереснее.

Вопросы и ответы

Играющие пишут на листке бумаги любой вопрос и загибают листок, чтобы никто не прочёл написанное. Затем бумажки кладутся на стол и перемешиваются. Каждый берёт первый попавшийся листок и пишет свой ответ, не зная, что спрашивается на этом листке.

Опять перемешиваются листки, и руководитель игры, беря по одному листку, зачитывает вопрос и ответ. Получаются неожиданные и остроумные сочетания. Хотя победителей в этой игре нет, но зато все участники веселятся.

Десять понятий

Это одна из наиболее распространённых литературных игр. В зависимости от подготовки ребят определяется количество понятий каждого состязания. Можно условиться, что будет всего лишь пять понятий. Можно условиться, что будет взято десять понятий, причём характер их будет зависеть от интересов участников игры. Приводим пример игры, где принимали участие ученики старших классов. Были взяты следующие понятия:

1. Писатель. 2. Поэт. 3. Композитор. 4. Учёный. 5. Литературное произведение. 6. Растение. 7. Животное. 8. Явление природы. 9. Город. 10. Река.

Этот список понятий пишется крупными буквами на большом листе бумаги. Затем уславливаются, на какую букву будут писать (каждый раз берётся новая буква).

1. Мамин-Сибиряк. 2. Маяковский. 3. Мусоргский. 4. Мечников. 5. Мать. 6. Мимоза. 7. Морж. 8. Метель. 9. Москва. 10. Миссисипи.

За каждое правильное название даётся два очка, если это слово ни у кого не повторилось, и одно очко, если оно встретилось у кого-нибудь ещё. Важно написать как можно быстрее ответы, и об этом громко заявить, чтобы все остальные прекратили запись. Здесь состязание не только на новизну понятий, но и на скорость. Игра проводится по пяти или десяти буквам, т. е. 5 или 10 раз. Тот, кто за обусловленное количество раз наберёт большее количество очков, считается победителем.

Исторические личности

Исторические личности — это выдающиеся политические деятели, писатели, поэты, учёные, изобретатели, композиторы и т.п. всех времён и народов.

Порядок игры следующий. Один из участников выходит из комнаты, а остальные задумывают какую-либо историческую личность. Остановив свой выбор на том или ином лице, приглашают водящего.

Чтобы выяснить, кто задуман, можно задать только 15 вопросов. Но цель каждого играющего отгадать задуманное имя при возможно меньшем количестве вопросов.

Если, исчерпав 15 вопросов, водящий не догадается, кто задуман, ему называют имя, и он снова уходит из комнаты. Если же задуманный персонаж будет отгадан, то на его место идёт другой играющий.

Надо следить за тем, чтобы никто из играющих не вводил в заблуждение неправильными ответами. Поэтому из числа оставшихся в комнате выбирается капитан, который наблюдает за ходом игры и вносит нужные поправки.


Нет никакой новизны в утверждении, что на уроках литературы нужно изучать классические произведения, так же как не является новостью факт, что дети редко делают это с удовольствием… И не потому только, что в наш "телевизионный” и "компьютерный” век они мало читают и предпочитают русским словам "красивые” западноевропейские или американские.


В конкурсе всего два задания. Зато каких.


"Окололитературная" игра на современный лад.


Вспомните названия художественных (обязательно художественных!) произведений: книг, стихов, кинофильмов, песен, картин, в которых есть эти числительные.


Любители хорошо посмеяться, а также весьма начинатные личности вполне могут провести юмористическую литературную викторину. Здесь не требуется обращаться к школьным знаниям по литературе. Можно использовать не только то, что прочитано в книгах, но и то, что увидено в различных фильмах.


Игры идеально подойдут для проведения первоапрельской литературно-юмористической игры.


Игра поможет ребенку избавиться от неприятных эмоций и впечатлений. У нее также может быть несколько вариантов, в то время как участников достаточно двоих.


Эта игра для детей среднего возраста. Взрослые с детьми могут поставить свой собственный спектакль. Нужно лишь предварительно придумать какой-либо сценарий, что тоже может стать частью игры.


Оригинальные игры, придуманные Татьяной Образцовой, понравятся ребятам и подарят незабываемые впечатления.


Игры для детей 12-15 лет.

Литературные игры – одно из средств развития творческих способностей детей: речевых, изобразительных, артистичных. Использование литературных игр имеет большое значение в развитии коммуникативных способностей детей, также развиваются интеллектуальные способности ребёнка, основанные на памяти, мыслительных операциях.

Придумывание, создание и проведение таких игр с ребёнком или группой детей не потребует больших как материальных, так и временных затрат.

ВложениеРазмер
literaturnye_igry_i_uprazhneniya_dlya_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx 22.28 КБ

Предварительный просмотр:

Литературные игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста

Составила: Колмакова Ирина Сергеевна, воспитатель ОЧУ ПМГ

Литературные игры – одно из средств развития творческих способностей детей: речевых, изобразительных, артистичных. Использование литературных игр имеет большое значение в развитии коммуникативных способностей детей, также развиваются интеллектуальные способности ребёнка, основанные на памяти, мыслительных операциях.

Придумывание, создание и проведение таких игр с ребёнком или группой детей не потребует больших как материальных, так и временных затрат.

Задачи: развитие воссоздающего воображения, связной речи.

Материал и оборудование: разрезные картинки по сюжетам художественных произведений.

Задачи: развитие сообразительности, быстроты реакции, памяти.

Материалы и оборудование: серия картинок по литературному произведению.

Задачи: развитие связной речи, закрепление знаний о литературных произведениях.

Материалы и оборудование : силуэты героев сказок.

Инструкция к проведению : воспитатель предлагает детям поиграть в литературную викторину, которая поможет определить самого начитанного среди собравшихся. Показывая изображения героев сказки, можно задавать следующие вопросы:

- В каких сказках встречаются заяц, волк, медведь, лиса?

- В каких сказках действие происходят в лесу?

- В каких сказках едят пирожки, блины, колобки, плюшки и другие хлебобулочные изделия?

Задачи: закрепление знаний о литературных произведениях.

Материалы и оборудование: сюжетные картинки по литературным произведениям.

Инструкция к проведению:

Для игры дети делятся на две команды (участников должно быть столько же, сколько картинок к сказке). Все участники получают по эпизоду-картинке. Затем по сигналу каждая команда должна выстроиться по порядку действия (сюжету) сказки. Выигрывает та команда, которая сделает это быстрее и правильно.

Задачи: развитие связной речи, памяти.

Материалы и оборудование: коробка с открытками, наклеенными на них отрывками из литературных произведений.

Инструкция к проведению:

Воспитатель из коробки достает открытку с наклеенным на нее отрывком и читает его не до конца, а дети по памяти продолжают.

Задачи: Закреплять умение воссоздавать в воображении картины, созданные писателем. Учить передавать свои впечатления.

Материалы и оборудование: картинки с ошибками в изображении.

Инструкция к проведению:

Воспитатель показывает ребенку картинку:

- К какому произведению эта иллюстрация?

- Что в ней не так?

Задачи: Закреплять умение воссоздавать в воображении картины, созданные писателем. Закреплять умение восстанавливать логику событий.

Материалы и оборудование: сюжетные картинки к произведениям.

Инструкция к проведению:

Воспитатель показывает ребенку картинку.

- К какому произведению эта иллюстрация?

- Что на ней изображено?

Если ребенок затрудняется, можно предложить ему другие иллюстрации к этому произведению.

Задачи: Закреплять умение восстанавливать логику событий, выстраивать композицию рассказа, передавать идею, основную мысль рассказа.

Материалы и оборудование: серии сюжетных картинок по произведениям.

Инструкция к проведению:

Воспитатель показывает сюжетные картинки.

- К какому произведению относятся эти картинки?

- Расставь их по порядку. Составь по ним рассказ. О чем он?

Задачи: Закреплять умение восстанавливать логику событий, воссоздавать в воображении картины, созданные писателем.

Инструкция к проведению:

Воспитатель предлагает детям вспомнить какое-либо литературное произведение и рассказать его все вместе по цепочке.

Задачи: Закрепить у детей представление об особенностях изображения сказочных образов животных. Учить узнавать, из какой сказки животные, определять, какой художник их нарисовал. Развивать умение детей рассказывать о характере образа: злой, добрый, хвастливый, сердитый и т.д.

Материалы и оборудование: иллюстрации, выполненные художниками Е. Рачевым, Е. Чарушиным, Ю. Васнецовым, В. Сутеевым, В. Лебедевым, Т. Капустиной и др. (реалистические и сказочные образы).

Инструкция к проведению:

2-3 ребенка сидят за столом, перед каждым лежит ряд иллюстраций . По команде воспитателя дети должны отобрать сказочные и реалистические образы и разложить их по группам.

Игра начинается после сигнала.

Когда задание выполнено, необходимо объяснить, почему рисунки так сгруппированы, и рассказать о каждой иллюстрации:

- Что в образе сказочного?

- Каков характер персонажа?

- Из какой он сказки?

- Какой художник его нарисовал?

Игрок, рассказавший все правильно, получает фишку.

Выигрывает тот, у кого больше фишек.

Задачи: Закреплять у детей представление об особенностях средств выразительности, используемых художниками Е.М. Рачевым, Ю.В. Васнецовым, Е.И. Чарушиным.

Материалы и оборудование: Карточки-иллюстрации разных животных, выполненные Е.М. Рачевым, Ю.В. Васнецовым, Е.И. Чарушиным – 1-й вариант.

Инструкция к проведению:

Играют 3-4 ребенка. У каждого несколько карточек с иллюстрациями художников. Детям предлагается разобрать картинки по группам, т.е. в одну группу рисунки Е. Рачева, в другую – Ю. Васнецова, в третью – Е. Чарушина.

Объяснить, почему так подобрали? Как узнали?

Воспитатель показывает карточку и спрашивает:

- Кто меня нарисовал?

Дети, посмотрев на свою карту, определяют по манере изображения, кто художник, и поднимают руку.

Выигрывает тот, кто быстрее заполнит свою карту.

Задачи : Поупражнять детей в видении своеобразия художественного языка художников-иллюстраторов Е.М. Рачева, Ю.В. Васнецова, Е.И. Чарушина.

Материалы и оборудование: два нарисованных домика-книжки в стиле Ю. Васнецова, Е. Рачева (декоративная манера) и Е. Чарушина (реалистическая манера). На коньке каждого дома нарисован в манере определенного художника петушок.

Инструкция к проведению: Для игры детям можно предлагать Е. Рачева и Е. Чарушина или Ю. Васнецова и Е. Чарушина.

Играют 3-4 ребенка. Воспитатель расставляет на противоположных концах домики, а в центре стола кладет рисунки зверей, выполненные Чарушиным и Васнецовым или Чарушиным и Рачевым.

Ход игры (пример игры с иллюстрациями Е. Чарушина и Ю. Васнецова):

- Дети, послушайте, что однажды случилось в детском саду. На книжной полке стояли очень интересные книги, в них рисунки разных животных, нарисованные художниками Чарушиным и Васнецовым. Днем эти книги рассматривали дети, и животным – зайчикам, лисичкам, серым волкам, мишкам – очень нравилось, что на них так внимательно смотрят, любуются ими.

Но пришел вечер, потом ночь, и уже никто на них не смотрел. Скучно им стало. Вот они все и выпрыгнули из книжек, собрались вместе и стали друг перед другом хвастаться.

Стали они хороводы водить да танцевать. Так развеселились, что и забыли, в какой книге, в каком домике живут.

Пришло утро, а звери так и не могли узнать свой дом. Они очень растерялись, перепугались и перепутались. Сидят все вместе и горюют.

- Ребята, поможем им свои дома-книги отыскать?

- Давайте сначала домики рассмотрим. Это что за дом? – воспитатель показывает дом-книгу, нарисованный в стиле Ю.Васнецова.

- Да, это сказочный теремок! А как он расписан? Какие на нем узоры? Вот какой сказочный! И кто же его нарисовал? – Ю. Васнецов.

- А это что за дом? – воспитатель показывает дом-книгу, нарисованный в стиле Е. Чарушина.

- Как настоящая избушка лесника. Здесь могут жить лесные звери, которых лечит и подкармливает лесник. Как избушка нарисована? Похожа она на настоящий дом? Кто мог его нарисовать? – Е. Чарушин.

- А сейчас попробуйте помочь животным, покажите каждому его дом.

Дети по очереди выполняют задание, при этом рассказывают, почему они относят то или иное животное к определенному домику.

После выполнения задания воспитатель говорит детям:

- Вот мы и помогли животным найти свои дома-книги. То-то они радуются! А еще они довольны потому, что вы правильно узнали, какой художник их нарисовал!

Search, View and Navigation

Проект Центра ДПО "АНЭКС" Адрес: Санкт-Петербург, Звенигородская ул., д. 28 литер А. Телефон: (812) 956-67-42

Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ
Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.

В мире литературы. Интеллектуальное казино для старшеклассников

В мире литературы. Интеллектуальное казино для старшеклассников

Воронина Юлия Юрьевна,
учитель русского языка и литературы
гимназии №205 Санкт-Петербурга

Интеллектуальная игра интересна для учащихся любого возраста, так как предполагает острый дух соперничества. Такая форма внеклассного мероприятия не только способствует повышению интеллектуального уровня школьников, развитию эвристических способностей, умению работать в команде, но и позволяет попутно повторить и проверить степень усвоения изученного материала.

В мире литературы

Интеллектуальное казино для старшеклассников

Цели: повторить и расширить знания учащихся по литературе, искусству; развитие мышления; воспитание интереса к литературе, искусству, стремления к самостоятельному поиску информации по предмету.

Оборудование: мультимедийный проектор и большой экран, на котором демонстрируются слайды с вопросами и правильными ответами для быстрой проверки; черный ящик.

Участники: команды 10-11 классов,

Сценарий игры.

Ход игры

Мы рады вас приветствовать в нашем интеллектуальном казино.

(Ребята, сделавшие ставки, поднимают карточки).

Условия игры всем понятны? Тогда начинаем.

· Кто из русских писателей в возрасте 70 лет катался на коньках, в 75 увлекался велосипедным спортом, в 82 года ездил верхом на лошади?

3. И.А. Бунин

· Кто из героев русской литературы, по его собственному утверждению, выпил 17 бутылок шампанского за обедом?

· Все мы любим цветы: и садовые, и луговые, и лесные.А в судьбе какой литературной героини эти самые лютики, ромашки и маргаритки сыграли очень важную роль?

· Кто же был третьим, от кого ушёл Колобок?

Внимание старинная легенда!

Как-то давно в одной деревне жила девушка Анюта с добрым сердцем и доверчивыми глазами. Каждому слову верила, любому поступку находила оправдание. Повстречала она как-то на свою беду коварного обольстителя и всем сердцем полюбила его. А юноша испугался ее любви и поспешил в дорогу, уверяя, что скоро вернется. Долго смотрела Анюта на дорогу, тихо угасая от тоски. А когда погибла, на месте ее погребения появились цветы, в трехцветных лепестках которых отразилась надежда, удивление и печаль.

· Что же это были за цветы?

Путешествия увлекательны. Никто с этим не спорит. Если вы любите читать книги про путешествия, то этот вопрос для вас.

· Этот писатель совершил путешествие в Лилипутию, в Бробдингнег, в Лапуту, Вальнибари, Логненгг, Глаббдобдриб, Японию и в страну Гуингигномов. Кто же этот писатель?

2. Джонатан Свифт

Я вижу, русскую классику и зарубежную литературу вы знаете. А как насчет литературы ХХ века?

· Капитан Татаринов и Саня Григорьев никогда не встречались, они жили в разное время. Но их объединяло одно: они были людьми чести и превыше всего ценили справедливость. В какой книге можно прочесть о том, как переплелись их судьбы?

Кто любит читать фантастику, делайте ставки.

· Все свои книги этот писатель опубликовал под псевдонимом. И хотя всю жизнь прожил в России, герои его книг живут в вымышленном мире, в несуществующих на географической карте городах. Одесса, Севастополь, Феодосия под его пером превратились в города Зурбаган, Лисс, Гельгью, Сан-Толь. Настоящая фамилия и имя этого писателя - Александр Гринёвский. А псевдоним?

Мы все любим сказки и мультфильмы. Смотрим их с удовольствием.

Чёрный ящик

· Внимание, черный ящик! В этом ящике лежит предмет, призванный укрывать от нескромных взглядов как материальные ценности, так и вещественные доказательства сердечной склонности. Эту младшую родственницу сундука не выпускала из рук героиня повести Пушкина, отправляясь в метель на тайное венчание. Назовите этот предмет. (Шкатулка.)

· То, что лежит в черном ящике, использовали многие литературные персонажи. К примеру, почти коллеги – один детектив из многочисленных произведений английского, другой – французского автора, который, кстати, и сам этим пользовался. Что же в черном ящике?(Курительная трубка.)

· История их изобретения насчитывает тысячу лет. Вряд ли кто-то возьмёт на себя смелость назвать себя их изобретателем. В древности их называли клепсидрами. Почти у каждого из вас есть такая вещь. Эта вещь идёт, не сходя с места. Эта вещь не имеет единственного числа. Что же в черном ящике? (Часы)

Быстро летит время. Завершён второй тайм нашей игры.

Правильно, получить нечто, не зная заранее, что это такое.

(В зал вносят 3 мешка. Проводя аукцион, ведущий по очереди ставит каждый из них перед собой.)

Распродажа начинается. Проявите же мудрость, друзья, не экономьте денежки.

Делайте ваши ставки…

· В этом мешке находится вещь, которая нужна каждому читателю, если он настоящий читатель. (Книга.)

Делайте ваши ставки, господа. Внимание, следующий мешок!

· Эти две вещи, которые находятся в мешке, являются спутниками любого грамотного человека. Они с давних пор необходимы тому, кто хочет выразить и сохранить свои мысли. Назовите эти предметы.(Карандаш и блокнот.)

Делайте ваши ставки, господа. Внимание, последний мешок!

Читайте также: