Как сделать игру шахматы

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Шахматы — одна из самых древних, известных и величайших настольных игр в мире. Ей насчитывается уже более полутора тысяч лет и она не утрачивает своей актуальности по сей день. Во многих семьях до сих пор хранятся шахматные наборы, оставшиеся в наследство от старшего поколения. Если случилось так, что у желающих попрактиковаться в данной игре нет дома такого набора, то его всегда можно приобрести в любой сувенирной лавке. Существует еще один альтернативный вариант — сделать шахматы своими руками:

  • из дерева;
  • бумаги;
  • глины;
  • пластиковых бутылок.

Для этого понадобятся некоторые подручные материалы, небольшое количество свободного времени и творческая фантазия. Современные возможности интернета позволят найти для себя подходящие примеры работ с точной последовательностью изготовления. Это поможет сократить время на создании всех фигур и игральной доски.

Как сделать шахматы из дерева

Если вы ранее занимались резьбой по дереву или хотя бы имеете представление об этом процессе, то изготовление объемных фигурок из этого материала не составит особого труда. В детальном видео-уроке описаны все тонкости создания шахматных фигур и представлены личные рекомендации мастера.

Первое, что необходимо сделать перед изготовлением — подготовить эскизные шаблоны, деревянные заготовки, набор специального инструмента (резцы, стамески), шлифовальные и декорирующие материалы. После этого можно смело переходить к просмотру подготовленных видео-уроков от Константина Беляева, который является мастером резьбы по дереву:

Все шахматные фигуры Константин Беляев вырезает вручную, без использования специального оборудования или дорогостоящего инструмента. Основной используемый материал — липовые доски, ширина которых варьируется от 25 до 28 миллиметров. Когда все шахматные фигуры будут готовы, их необходимо отшлифовать наждачной бумагой. По желанию можно обжечь или разукрасить акриловыми красками.

Чтобы шахматные фигуры можно было полноценно использовать, под них необходимо изготовить игровое основание. Сделать шахматную доску можно из натурального шпона. Если такого материала нет, то в качестве замены подойдет обычная фанера толщиной 5 миллиметров. Рамку можно выполнить из реек. Игровое поле следует расчертить и раскрасить черной акриловой краской. Весь процесс изготовления описан в этом видео:

Гигантские деревянные шахматы

Среди больших фанатов стратегических настольных игр все большую востребованность набирают эксклюзивные шахматы очень больших размеров. Ими могут украшать просторные холлы домов или территорию садового участка. Если попытаться приобрести такой набор в магазине, то можно обнаружить, что цена на них неприемлемо высокая, поэтому желающие иметь у себя гигантские шахматы умудряются изготовить их своими руками. Это не так сложно, как может показаться на первый взгляд.

Чтобы изготовить большие деревянные шахматы, необходимо приобрести брус из сосны, ширина которого может варьироваться в пределах от 10х10, 30х30 сантиметров или больше. Дерево не должно иметь трещин и сучков, так как это может сказаться на качестве изделия. Для изготовления фигур понадобятся токарный станок и наждачная бумага. Подробности всего процесса можно посмотреть на видео, созданного мастером резьбы по дереву Валерием Гришиным:

Как сделать шахматы из глины

Время на создание фигур из этого пластичного материала уйдет немного больше, чем на стандартные из дерева, но конечный результат поразит ваше воображение. Готовые шахматы будут невероятно привлекательными потому, что внешнему виду каждой фигурки можно придать высокую детализацию, где будут видны лица персонажей и их одеяния. Лепка шахмат из полимерной глины может оказаться привлекательным занятием для прекрасного пола.

Большое преимущество этого материала заключается в том, что его можно сделать самостоятельно. В этом случае обладатель будущих изделий сможет сэкономить еще и на глине. Все, что в дальнейшем понадобится для изготовления — это специальные инструменты для лепки и обычная пищевая фольга для выполнения каркасов.

Первоклассная мастерица под никнеймом в Ютубе Света Вредная демонстрирует в своих видео правильную последовательность изготовления фигурок:

Как сделать шахматы из бумаги

Для того, чтобы выполнить игровые фигурки из этого материала, необходимо запастись офисной или цветной бумагой формата А4. Здесь будет задействована японская техника оригами, поэтому вам могут понадобиться определенные навыки рукоделия. Вид шахматных фигурок можно придумать самостоятельно или подсмотреть из видео.

Процесс изготовления изделий относительно быстрый. Делая такие шахматы, следует учитывать, что фигурки требуют к себе бережного обращения. Положите перед собой лист бумаги, сядьте поудобнее и переходите к просмотру обучающего видео:

Люди, обладающие хорошей фантазией в очередной раз доказывают, что даже из завалявшихся в чулане не нужных вещей можно сделать красивые и полезные изделия. Так, например, взяв пару десятков пустых пластиковых бутылок, канцелярский нож, пенопластовые шарики, акриловые краски, фомиаран, а еще добавив творческую фантазию, то можно сделать очень интересный шахматный набор для деток. Узнать, как изготовить такие игральные фигурки, можно из этого видео:

Все предложенные способы только малая часть из возможного. Выберете вариант, который вам больше всего по душе и начинайте творить! Результат обязательно превзойдет ваши ожидания!

Правила игры в шахматы: полное руководство

Как и в любом другом виде спорта или игре, в шахматах есть свои правила и этикет, которым должны следовать игроки. Так каковы правила игры в шахматы?

Законы шахмат или правила игры определяют, как следует вести игру. Правила шахмат можно разделить на:

  • Правила соревнований
  • Правила игры (например, как ходят фигуры и т.д.)

Хотя происхождение шахмат несколько туманно, современные правила игры в шахматы впервые появились в средние века. До этого они постоянно менялись, но затем Всемирная шахматная организация ФИДЕ установила универсальные стандартизированные правила.

Быстрые шахматы, различные варианты шахмат, онлайн шахматы и заочные шахматы имеют свои собственные небольшие дополнения к правилам.

Самое основное правило - в шахматы играют два человека. У каждого игрока есть шестнадцать фигур (шести разных типов). Фигуры выстраиваются на доске. Конечная цель каждого игрока - поставить мат своему сопернику. Это означает, что король противника попадает в ситуацию, в которой взятие неизбежно.

Помимо основных ходов шахматных фигур к правилам игры в шахматы относится: регламент по времени игры, этика и поведения игроков, записывание ходов в специальной шахматной нотации, устранение любых возможных нарушений и правильное использование оборудования.

  • 1. Стартовая позиция в шахматах
  • 2. Особые правила для пешек
    • 2.1 Двойной прыжок
    • 2.2 Превращение пешки
    • 2.3 Взятие на проходе
    • 5.1 Выход из-под шаха
    • 9.1 Правило пятидесяти ходов
    • 9.2 Трехкратное повторение
    • 9.3 Вечный шах
    • 10.1 Правило пятидесяти ходов
    • 10.2 Трехкратное повторение
    • 10.3 Правила расстановки шахматной доски
    • 10.4 Цвета
    • 10.5 Сдача партии
    • 10.6 Завершенный ход
    • 10.7 Незаконные ходы
    • 10.8 Поведение
    • 10.9 Помощь
    • 10.10 Правило тронул-ходи
    • 10.11 Шахматные часы

    Стартовая позиция в шахматах

    В шахматы играют на клетчатой доске с 64 полями и 32 фигурами:

    Название шахматной фигуры Обозначение Количество
    Король
    1
    Ферзь
    1
    Ладья
    2
    Слон
    2
    Конь
    2
    Пешки
    8

    Фигуры начинают игру с этих позиций:

    Фигуры начинают игру с этих позиций

    Правила таковы, что каждый игрок играет по очереди. Белые ходят первыми. На каждом ходу фигура перемещается с клетки на другую клетку. Если она приземляется там, где у противника есть фигура, то эта фигура забирается и ее убирают с доски.

    Всего существует шесть видов фигур, и каждая из них ходит по-своему:

    Диаграмма, показывающая, как ходят фигуры

    Диаграмма, показывающая, как ходят фигуры

    Особые правила для пешек

    Двойной прыжок

    Нормальный ход пешкой занимает одно поле за раз, но все пешки могут ходить на два поля вперёд при первом ходе. Если пешка раньше не ходила, у неё есть выбор пойти на одно или два поля. Пешкам никогда не разрешается брать на два поля по диагонали.


    Превращение пешки


    Взятие на проходе

    Если пешка делает двойной прыжок и проходит через поле, где она может быть взята пешкой противника, то пешка противника может взять ее, как если бы пешка только что переместилась на одно поле, но только на следующем ходу.


    Шахматные ходы

    Ферзь, Ладьи, а также Слоны перемещаются по открытым линиям на любое количество полей. Но они не могут перепрыгивать через другие фигуры. Любые фигуры, стоящие на пути, свои или соперника, не дают им двигаться. На диаграмме у ладьи 7 возможных ходов, включая взятие чёрной пешки. Она не может идти на поле за пешкой или забрать ферзя.


    Коней нельзя заблокировать. Они могут перепрыгивать через любые фигуры, стоящие между ними и полем, на которое они движутся. Кони не забирают фигуру, когда перепрыгивают через неё.

    Правила взятия шахматных фигур

    Правила взятия шахматных фигур

    Здесь чёрный ферзь может взять белую пешку на d2.

    Пешка - единственная фигура, которая производит взятие иначе, чем ходит. Пешка может продвинуться на поле перед ней, когда это поле пусто, но не в том случае, если у другого игрока там есть фигура. Пешка может бить по диагонали вперёд, когда у соперника есть фигура, но не может идти туда, если поле пусто. На диаграмме у фигур есть следующие варианты:


    • Белая пешка слева может идти, но не может брать.
    • Белая пешка справа может взять, но не может ходить.
    • Чёрная пешка слева может идти вперёд или брать.
    • Чёрная пешка справа не может ни ходить, ни брать.

    Правила шаха

    Выход из-под шаха

    Есть три способа выйти из-под шаха:

    • Переместите короля на безопасное поле
    • Забрать фигуру, которая даёт шах
    • Заблокировать линию между королём и шахматной фигурой

    Король может взять фигуру, если после взятия он не находится под шахом. Король не может ходить рядом с другим Королём.


    Правила Мата


    Нет возможности заблокировать шах или забрать атакующую ладью. И нет безопасного места, чтобы убежать. Все пять полей вокруг белого короля атакованы ладьями. Это Мат. Чёрные побеждают!

    Шахматные правила рокировки

    Когда король идёт к ближайшему углу, он делает короткую рокировку (Рокировка на Королевский фланг). Другой вариант называется длинной рокировкой или рокировка на Ферзевый фланг.

    Рокировка не допускается когда:

    • Король или Ладья уже ходили
    • Король под шахом
    • Король пройдёт через шах

    Третий пункт означает, что рокировка невозможно, если противник атакует поле, которое король должен пересечь.

    Диаграмма, показывающая рокировку белых на королевский фланг и рокировку чёрных на ферзевый фланг

    Диаграмма, показывающая рокировку белых на королевский фланг и рокировку чёрных на ферзевый фланг

    Правила ничьи

    Не в каждой шахматной партии есть победитель. Когда нет победителя, это называют ничьей. Есть пять способов сделать ничью в шахматах:

    1. Пат.
    Игра заканчивается вничью, если у игрока в свой ход нет разрешённых ходов. Пат отличается от мата, потому что у короля нет шаха.

    2. Нет материала, чтобы поставить мат.
    Партия считается ничьей, если для мата не хватает фигур. Есть три ситуации, когда мат невозможен:

    • Король против короля и слона
    • Король против короля и коня
    • Король и слон против короля и слона (если слоны находятся на полях одного цвета)

    3. Ничья по договорённости.
    Игроки могут объявить ничью по договорённости. Правильный момент для предложения ничьей - сразу после того, как вы сделали ход. После того как предложение ничьей сделано, противник должен решить, принимать его или нет. Предложение не может быть отозвано. Если противник соглашается на ничью, игра окончена. Предложение ничьей отклоняется путём отказа или просто делается ход.

    Предложение ничьи действительно только на один ход. После того как противник сделал ход, предложение отменяется, и игра продолжается. Если игрок предлагает ничью перед тем, как сделать ход, противник может подождать, пока игрок сделает ход, чтобы решить, принимать её или нет. Если игрок предлагает ничью, пока очередь оппонента, предложение остаётся в силе и может быть принято.

    4. Правило 50-ти ходов.
    Каждый игрок сделал 50 ходов, не ходил пешками и не брал фигуры.

    5. Тройное повторение.
    Позиция была достигнута трижды.

    Правила соревнований по шахматам

    Основные правила соревнований такие же, как и в обычной шахматной игре. Вы должны использовать только одну руку, чтобы перемещать фигуру, и вы должны убрать её, как только сделаете соответствующий ход. Как только вы переместили фигуру, отменять ход незаконно. Если игрок делает рокировку, он должен сначала переместить короля одной рукой, а затем той же рукой переместить ладью.

    После того как вы превратили пешку или походили фигурой, то не разрешается повторно прикасаться к этим фигурам, чтобы изменить ход. Однако, если превращение не закончено, вы можете изменить фигуру превращения.

    В игре игрок, успешно поставивший мат королю соперника, объявляется победителем, и игра заканчивается. Игрок должен следить за тем, чтобы все ходы были возможные и законные. Если в процессе партии игрок считает, что он в итоге проиграет, то у него есть возможность сдать партию и позволить сопернику выиграть.

    Игра также заканчивается вничью, если фигуры были перемещены на одинаковую позицию на доске не менее трёх раз. Другая ситуация ничьей возникает, если оба игрока сделали по пятьдесят ходов подряд, не двигая пешки и не производя захваты фигур.

    Давайте посмотрим на некоторые основные правила соревнований с которыми вы столкнётесь.

    Правило пятидесяти ходов

    Любой из игроков может потребовать ничью, если пятьдесят ходов подряд сделаны без взятия или ходов пешками. Это означает 50 ходов для каждого игрока (всего 100). Каждый раз, когда идёт пешка или взята фигура, счётчик возвращается к нулю.

    Игрок может потребовать ничью только в свой ход, либо после того, как противник только что сделал 100-й ход или до того, как игрок собирается сделать 100-й ход. Это правило обычно применяется только в конце игры, когда один из игроков пытается поставить мат одинокому королю своего оппонента.

    Смотрите также: Правило пятидесяти ходов

    Трёхкратное повторение

    Вечный шах

    Вечный шах - ещё один способ закончить игру вничью. Это случается, когда один игрок снова и снова делает шах королю соперника, но без мата. Для такого рода розыгрыша нет специального правила, потому что в итоге игра заканчивается либо трёхкратным повторением, либо правилом 50 ходов.

    Другие правила шахмат

    Правила расстановки шахматной доски

    Доска размещается так, чтобы у обоих игроков было белое поле в правом углу. Ферзь стоит на поле своего цвета. Белый ферзь на белом поле, чёрный ферзь на чёрном поле.

    Цвета

    Сдача партии

    Завершённый ход

    Ход завершён и не может быть возвращён, если игрок отпускает фигуру.

    Незаконные ходы

    Если сделан неправильный ход, игрок должен вернуть его и вместо этого сделать разрешённый ход этой же фигурой, если у неё есть возможный ход. Если у неё нет возможного хода, то игрок делать ход любой другой фигурой.

    Если замечено, что ранее в игре произошёл неправильный ход, игроки должны вернуться на позицию, где он произошёл, и продолжить игру оттуда. Если это невозможно или игроки не могут договориться о позиции, они должны вернуться к последней законной позиции, с которой они согласились, при необходимости следует начать игру заново.

    Поведение

    Игрокам не разрешается каким-либо образом отвлекать или раздражать соперника. Это включает в себя разговоры или неоднократные предложения ничьей.

    Помощь

    Игроки не могут обращаться к книгам, заметкам или компьютерам во время игры. А также они не могут получать советы от других людей, не зависимо от того просили они это или нет.

    Правило тронул-ходи

    Смотрите также: Правило тронул-ходи

    Шахматные часы

    Есть много специальных правил для игр, в которых используются шахматные часы. Некоторые правила применяются только к определённым временным рамкам (классика, рапид или блиц). Турнирные правила, касающиеся часов и ограничений по времени, сложны и часто меняются.

    Здесь приведены лишь несколько основных правил:

    Игрок проигрывает, если он не сделает необходимое количество ходов в отведённое время. Исключение составляют случаи, когда у оппонента остался только король. В этом случае игра заканчивается вничью. Игрок не может выиграть по времени, имея только короля.

    Точное правило: Партия заканчивается вничью, когда у игрока заканчивается время, и противник не может поставить мат даже с помощью плохих ходов оппонента.

    Правильный способ предложить ничью:

    • Сделать ход
    • Предложить ничью
    • Нажать часы

    Игроки должны нажимать кнопку на часах той же рукой, которой они делают ход. Они не могут брать часы или сильно нажимать кнопку. Часы могут быть остановлены только в том случае, если судья отсутствует, и игрок собирается его найти.

    Итоги

    Изучение основных правил шахмат займёт у вас долгий путь. Правила игры в шахматы были созданы для обеспечения честной игры и спортивного духа.

    В соревнованиях принято обмениваться рукопожатием с соперником до и после игры. Быть вежливым и играть тихо - всегда хорошая идея. Старайтесь никогда не отвлекать других игроков. Когда возникает спор, сохраняйте спокойствие и расскажите официальным лицам, что произошло. Они сделают всё возможное, чтобы быть справедливыми. Если решение идёт против вас, примите его вежливо. Не забывай, это всего лишь игра.

    Шахматы должны доставлять удовольствие обоим игрокам. Конечный результат — это не главное. Победите вы или проиграете – неважно, главное — быть хорошим спортсменом :)

    "Если хочешь быть умным, надо делать всё самому и всё начинать с нуля - так проще понять, что и как работает".

    Собственно, суть вопроса такая: хочу написать для себя программу "шахматы". Даже не задумывая сейчас о каком-либо интерфейсе, важен "внутренний мир". и главный вопрос - с чего начать и как продолжать?

    Язык программирования: С++

    Я была бы очень признательна, если мне хотя бы подсказали с чего начать и куда дальше двигаться. коды программ писать не обязательно, это я хочу сама попробовать.

    Начни с шахмат.
    Для продолжения поупражняйся с TStringGrid.
    Потом создай классы фигур. Надели их нужными свойствами.
    Опиши логику взаимодействия классов(процесс игры).
    Нарисуй фигуры.
    Напиши ИИ бота(компьютер-противник)
    Прикрути OpenGL.
    Написать сайт к игре.
    Разбросать по каталогам программ.
    Заниматься поддержкой.

    Послесловие.
    Советы не новичка, но любителя.

    xwicked, отлично!

    1 - начать с шахмат - я знаю "как играть в шахматы", играла.
    2 - TStringGrid - это я так понимаю, надо начать работу с таблицами?
    в С++


    Так, буду пока что с этим разбираться, спасибо вам большое!

    TStringGrid - это если будешь использовать C++ Builder. Это простейший способ представить шахматную доску за короткое время не рисуя её в PaintBox или на канве других компонентов типа TImage. Можно использовать текст для начала, потом и рисование изображений на канве TStringGrid. И только в самую последнюю очеред перевод на OpenGL или на основанный на холсте самодельный графический движок.

    Использование VCL-компонентов влечет за собой их многочисленные сложности в настройке, поскольку они универсальны. Гораздо проще представить шахматную доску в виде двумерного массива. Как работают массивы напечатано в любом справочнике по C++. Столбцы - номера клеток, строки - буквы. Аргумент ячейки массива - число типа Byte, которое является ссылкой на индекс фигуры. Пусть черные пронумерованы от 0 до 15, а белые от 100 до 115. Далее нужен класс "Фигура" и набор процедур: "Ход", "Атака", "Гибель", и пр. вспомогательные.

    TStringGrid - это если будешь использовать C++ Builder. Это простейший способ представить шахматную доску за короткое время не рисуя её в PaintBox или на канве других компонентов типа TImage. Можно использовать текст для начала, потом и рисование изображений на канве TStringGrid. И только в самую последнюю очеред перевод на OpenGL или на основанный на холсте самостоятельный графический движок.

    Использование VCL-компонентов влечет за собой их многочисленные сложности в настройке, поскольку они универсальны. Гораздо проще представить шахматную доску в виде двумерного массива. Как работают массивы напечатано в любом справочнике по C++. Столбцы - номера клеток, строки - буквы. Аргумент ячейки массива - число типа Byte, которое является ссылкой на индекс фигуры. Пусть черные пронумерованы от 0 до 15, а белые от 100 до 115. Далее нужен класс "Фигура" и набор процедур: "Ход", "Атака", "Гибель", и пр. вспомогательные.

    Массив проще, соглашусь.
    А почему бы не сделать так, что массив двумерный, 8х8, но задать "цвет клетки" какой-нибудь формулой, например, считай с клетки 1х1, если сумма чётная - (i+j) - белая или чёрная, - ну и наоборот.
    Хотя такой проще может показаться "долгим", просто, на мой взгляд, не нужно будет выводить два массива (для белых и чёрных).

    есть ещё вариант, можно массив вручную ввести, типа "0" и "1", ну и цвет для цифры, тогда там надо будет просто проверить - (i,j) =1? - ну и так далее.

    Ну хорошо, момент с доской вроде бы поняла.

    Давайте ещё раз и с самого начала:

    сейчас моя цель сделать доску, представить её, пусть даже, массивом, и проверить чтобы он проверял клетки, так?

    Второй шаг - я должна сделать классы - фигуры. Объяснить как они будут ходить. Так?

    На самом деле цвет клетки вам не нужен вообще нигде, кроме рисования. К цвету клетки в шахматах (да и в шашках на самом деле тоже) абсолютно ничего не привязано. На первый взгляд только слон (или шашка) как-то зависят от цвета клетки, но на самом деле они просто могут ходить только по диагонали, а при этом по белым или черным клеткам будут ходить - зависит только от начальной позиции.

    Теперь про поле, как бы сделал я. Варианта тут может быть два. Пожалуй, более правильный в данном случае - создать массив 8*8 указателей на объекты фигур. Если указатель равен нулю - значит, клетка свободна. Если нет - значит, на ней есть фигура.
    Второй вариант - просто массив (а лучше - вектор std::vector, список std::list или дек std:: deque) указателей на объекты, всю информацию о своем положении хранят только сами фигуры. Такой способ хорошо подойдет для игр, в которых объекты располагаются не в одной из фиксированных клеток, а либо могут занимать несколько клеток (например, как в HMM 3) или вовсе располагаться абсолютно произвольно. Но в шахматах он, думаю, себя не оправдывает.

    Классы фигур тривиальнее всего сделать наследниками общего класса вроде такого

    На первый взгляд функций рисования и перемещения вполне достаточно. Хотя, думаю, стоит добавить функцию, возвращающую цвет фигуры для того, чтобы проверять, рубим ли мы фигуру противника или пытаемся на одной клетке уместить почем зря две свои фигуры. Но об этом позже.

    Отрисовка поля происходит просто - сначала рисуем доску, затем пробегаем по всем фигурам (по всем указателям поля) и заставляем их рисовать себя. Свои цвет и координаты они знают, поэтому справятся.

    Перемещение фигуры тоже не составит особых проблем - в самой игре мы выделяем фигуру, а затем выбираем клетку, куда хотим ее перенести. Вызываем функцию Move, в ней фигура проверяем, может ли она переместиться в эту клетку (именно для перегрузки данной функции для каждого типа фигур и нужно наследование), и если да - внутри себя меняет координаты и возвращает true.
    Кстати, в связи с тем, что она сама уже в эту клетку считается переехавшей, неплохо бы кроме новых координат передавать ей указатель на новую клетку - если там пусто либо фигура чужого цвета, то мы туда идем, если фигура нашего цвета - изменения координат не происходит, возвращаем false.
    Или даже передавать фигуре указатель на все поле или хранить его в качестве члена класса - нам же еще придется смотреть все клетки на нашем пути, нет ли на них препятствий. Так что каждой фигуре все-таки придется знать обо всем поле, хотя это и кажется вначале излишней информацией, которую лучше бы ей не давать.
    Если функция вернула true, то мы, во-первых, удаляем (если была) вражескую фигуру с новой клетки, во-вторых, переносим ходящую фигуру туда, а указатель на старой клетке зануляем.

    И вот, кажется, и все шахматы. Только нужно еще добавить возможность рокировки (навскидку не скажу, как именно) и проверку на шах и мат (проще всего добавить соответствующую функцию классу короля).
    Можно также добавить функцию, которая бы возвращала список всех клеток, на которые фигура может сходить в данный момент - для подсветки их на игровом поле.

    игра в шахматы для начинающих

    Игра в шахматы развивает:

    • способность рассуждать;
    • логику;
    • умение решать задачи;
    • усидчивость;
    • терпение;

    Во время игры работают оба полушария головного мозга , что повышает умение нестандартно мыслить. Также следует отметить умение правильно проигрывать и стремление к победе.


    Когда следует начинать обучать детей игре в шахматы?

    Конечно же все зависит от ребёнка. Но, как показывает практика, ребёнок в четырёхлетнем возрасте уже спокойно может освоить правила этой игры.

    Как заинтересовать малыша игрой?

    Дети очень любят играть и у каждого ребёнка свои любимые игры. Предложите малышу новую игру. Если она его заинтересует, то замечательно. Если нет, то попробуйте предложить спустя какое-то время, когда малыш немного подрастёт.

    Играйте между собой в присутствии малыша. Возможно, ребёнка заинтересует игра и он захочет попробовать.

    Шахматы: правила для начинающих детей

    Первое занятие следует со знакомства с фигурами. Малышу требуется запомнить их названия. Возможно он захочет поиграть с шахматными фигурами, как ему хочется. Позвольте ему сделать это. Если ваш малыш любит фантазировать, то можно придумать сказку о шахматной стране.

    Второе занятие посвятите с того, что расскажите ребенку о том, у каждой фигуры есть положение на доске и ходят фигуры по определённым правилам:

    шахматы правила для начинающих

    Пешка делает только один шаг на плоскости доски вперед, а съедает фигурку противника по диагонали. Также пешка превращается в любую фигуру, если ей удастся дойти до противоположного края доски.

    шахматы как ходят фигуры для детей

    На один шажок может ходить и король, правда, в любую сторону.

    шахматы правила для начинающих

    Ферзь — самая могущественная во всей игре. Передвигается и прямо, и в бок, и по диагонали.

    шахматы правила для начинающих

    Слон продвигается по диагонали на нужное количество клеток.

    Ладья вперед или в боковом направлении.

    Шахматы правила для начинающих

    Все фигурки убираются с доски, а короля съесть нельзя. Можно только объявить мат.

    Шахматы правила для начинающих

    Каждой можно посвятить отдельное занятие. Потом покажите, как они действуют в связке друг с другом. Если малыш устал, то не нужно настаивать на занятии. Так можно отбить интерес к игре навсегда.

    Не торопитесь, сопровождайте освоение правил различными играми:

    Последние две дидактические игры предназначены для того, чтобы сделать процесс сбора шахматных фигур после окончания занятия достаточно занимательным.

    На третьем занятии отработайте с ребёнком правильную расстановку фигур и простейшие шаги каждой фигуры по памяти.

    первые уроки игры в шахматы

    Как только он запомнит, где их место на доске, можно пошагово обучать правилам игры. Маленький шахматист должен понять основные принципы:

    • Всегда обеспечивать прикрытием своего короля.
    • Давать на съедение персонажей игры можно только, если их жертвуют в пользу удачного хода.
    • Чем слабее фигура, тем ближе к центру она должна стоять.
    • Ценность фигур – разная: ладья дороже, чем пешка, а король хоть и влиятелен, но беспомощен.
    • Желательно первым нейтрализовать ферзя противника.

    Чтобы сохранить интерес к игре и повышать мастерство малыша, существует несколько рекомендаций от преподавателей шахматных школ:

    • Победа в игре будет стимулом, но часто поддаваться ребёнку не стоит, иначе он решит, что дальше обучаться нет необходимости.
    • Играть только тогда, когда у ребёнка есть желание.
    • Подготовительным этапом к игре в шахматы могут быть занятия шашками .
    • Полезно после игры обсуждать ее ход, какие были совершены ошибки, а какие действия были удачными.
    • Купите книгу с шахматными задачами для детей.

    Учите своих детей играть в шахматы. Надеюсь, что советы, как провести с малышом первые шахматные уроки, помогут вам увлечь ребёнка этой замечательной и очень полезной игрой.


    Также можете скачать для себя замечательную иллюстрированную книгу для детей

    Читайте также: