Как сделать игру по истории 6 класс

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

Ход урока

I. Вступительное слово учителя; задачи урока.

Феодальная раздробленность – это закономерный процесс, который не миновали государства Европы и Азии.

Вспоминаем причины феодальной раздробленности:

- господство натурального хозяйства;

- развитие феодальных отношений;

- создание каждым феодалом собственного аппарата власти (отряд воинов, суд, управляющие и т.д.)

Главными хозяйственными единицами были вотчины.

В период феодальной раздробленности повышается производительность труда, растет урожайность, накапливаются запасы продуктов, растет количество ремесел, улучшается качество изделий, растут города, оживляется торговля.

Деление класса на 3 команды; выбор названия (историческое слово) и капитана команды; правила игры; пожелание успеха.

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Составила Арланова Елена Александровна,

учитель истории и обществознания

ГБОУ СОШ с.Нижнеаверкино м.р.Похвистневский

Квиз по истории Росси (6 класс)

Щелчок мыши по знаку позволяет увидеть правильный ответ.

Вернуться на игровое табло можно щелкнув по значку

История в лицах

О военных походах

Андрей Юрьевич Боголюбский

Он отличался упрямым и суровым характером, всегда поступал по-своему, не считаясь с традициями и мнением окружающих. В конечном итоге судьба жестоко наказала его за своеволие. Его мать была дочерью половецкого хана, что прямым образом отразилось на его внешности: он имел ярко выраженные монголоидные черты лица. Он правил Ростово-Суздальским княжеством в 1157-1174 годах и за это время превратил его в самое сильное на Руси.

Святослав Игоревич

Дмитрий Иванович Донской

Он стал великим князем в очень юном возрасте и после длительного правления умер еще сравнительно молодым. На момент смерти ему было всего 39 лет. Умирая, он передал московский престол своему сыну, не спрашивая – как это было принято раньше – согласия ордынского хана. С его именем неразрывно связана одна из самых знаменательных побед русского оружия – победа на Куликовом поле.

Софья Палеолог

Мало кто из женщин на Руси оказывал такое сильное влияние на традиции и обычаи великокняжеского двора как она – женщина нерусских кровей. Она вышла замуж за великого князя в тот же день, когда приехала в Москву. Свадьба состоялась 12 ноября 1472 года. Вряд ли племянница последнего византийского императора могла в детстве предполагать, что однажды она станет женой русского князя и матерью наследника московского престола.

Иван I Данилович Калита

И по сей день личность этого князя вызывает ожесточенные споры. Одни называют его собирателем русских земель, другие обвиняют в национальном предательстве. Князь часто ездил в Сарай и в результате заслужил не только ханское расположение, но и право сбора дани с русских земель. За пятнадцать лет своего правления он добился полной победы над Тверью, которая после его смерти уже не могла претендовать на роль лидера русских земель.

В каком году князь Владимир

В каком году внуки и правнуки

Ярослава Мудрого собрались на

съезд в городе Любече?

В каком году Иван III женился на

императора Софье Палеолог?

В каком году был издан Судебник

В каком году Русская православная

церковь стала автокефальной?

Древнейшая летопись созданная монахом Киево-Печерского монастыря. Летопись повествует о том, где расселились и чем занимались восточнославянские племена, как появился в славянских землях Рюрик, как Олег завоевал Киев, как расправились древляне с Игорем, и как отомстила за смерть мужа княгиня Ольга. Летописец рассказал о выборе Владимиром веры, об организации монастырей и закладке храмов. Основная идея летописи – идея единства Русской земли.

Произведение Владимира Мономаха, в котором автор размышляет над тем, как воспитывать детей, какие нравственные образцы они должны усвоить. В этом произведении князь Владимир завещал своим потомкам не лениться и всегда помнить, что милость Божию можно обрести не только строгим затворничеством, но и совершая добрые дела.

Десятинная церковь

Вскоре после крещения Руси князь Владимир решил построить особо богатый храм в честь Пресвятой Богородицы. Первая каменная христианская церковь была построена в Киеве. Двадцать пять глав украшали его снаружи, а внутри было множество столпов из мрамора, яшмы и других камней. На содержание церкви князь стал отчислять десятую часть своих доходов. Как называется эта церковь?

Софийский собор

Собор, сохранившийся до сих пор почти в первозданном виде в Новгороде. Мощные стены храма сложены из известняка и увенчаны пятью куполами. Внутреннее убранство поражает строгостью и величественностью форм, сдержанностью украшений. Здесь нет ярких мозаик, только суровые и спокойные фрески. Как называется этот собор?

Произведение неизвестного автора, в котором повествуется о неудачном походе на половцев новгород-северского князя весной 1185 г. Автор с гордостью вспоминает те времена, когда Русь была едина, отчаянно призывает к объединению русичей. Он обращается к могущественным князьям своего времени, напоминая им, что сила государства в единстве, что только совместно можно дать отпор внешним врагам.

Поход князя Олега на Царьград.

Невская битва. Александр Ярославович ( Невский).

Утром 15 июля князь приказал лучникам обстрелять лагерь шведов огненными стрелами. Русское войско нанесло внезапный удар по разработанному плану. Шведы не ожидали такого поворота событий, вследствие чего в их рядах началась паника. Эта паника усугублялось тем, что в короткие сроки после начала битвы был убит шведский епископ, был уничтожен шатер Биргера, а ополченцы уничтожили 3 шведских корабля. Внезапность удара, а также крупные успехи русского войска, вынудили шведов отступить. О какой битве идет речь? Как звали князя, командовавшего русским войском?

Битва на реке Калке.

Это сражение между монголами и русско-половецкой армией произошло 31 мая 1223 года. Объединенная армия русских княжеств и половцев попыталась дать отпор первому вторжению монгол, армией которых управляли Джэбэ и Субэдэй. Сначала были разбиты половцы и основные русские силы, а через 3 дня сражение закончилось полной победой монголов.

Битва была завершена взятием лагеря правителя Киева и умерщвлением всех пленных князей под помостом пирующих победителей. О какой битве идет речь?

Ледовое побоище. Александр Невский.

Куликовская битва. Князь Дмитрий Иванович (Донской).

На рассвете 8 сентября русский монах Александр Пересвет и монгольский воин Челубей по традиции сошлись в битве один на один. Смертельно ранив друг друга копьями, оба воина пали. Тогда двинулись обе рати. В начале боя успех был на стороне татар, но исход битвы решил засадный полк, который нанес сокрушительный удар в тыл и фланг противнику. Татары дрогнули и стали в беспорядке отходить. Вскоре отступление превратилось в общее бегство. Победа в этом сражении дала русским людям веру в то, что они в силах сражаться с татарами и побеждать их. Как называется сражение? Кто командовал русским войском?

Государство

Организация жизни, при которой существует единая система управления людьми, проживающими на одной территории.

Вражда, борьба, война между связанными друг с другом людьми или группами людей.


Цели: Продолжить прививать интерес к изучению истории через игру. Воспитывать уважение к средневековому человеку, его укладу жизни, религии. Обобщить знание учащихся по курсу истории Средних веков.

Игра проводится в группах по 4 человека. Каждая группа по очереди выбирает сектор и №. Учитель зачитывает вопрос. Если группа отвечает на него, то получает жетон, если ответа нет, то отвечает учащийся из другой группы. Побеждает та команда, у которой окажется большее количество жетонов.

Свидетельство о публикации статьи

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

23 февраля

350 лет Петру I

Маркер СМИ

© 2007 - 2021 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.

Администрация сайта готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

Оценить 3419 0

Доклад на тему:

Распространенно мнение, что интерес к игре возникает только в связи с возможностью обыграть кого-то или что-то изобразить. На мой взгляд, это не так. Игра – это не только и не обязательно соревнование. Это не только получение баллы и выступление в какой-нибудь роли. Интерес диктуется также заданием и возможностью получить результат. Может быть, только интеллектуальный. Игра позволяет расширить границы собственной жизни ребёнка, уничтожает его робость; ученик осуществляет самостоятельный поиск знаний.

Задача любой интеллектуально – познавательной игры - развлекая школьников, обучать их.

Процесс изучения нового материала выстраиваю на основе работы с правильным текстом. Затем собираю правильный текст (либо просто прошу закрыть учебник) и раздаю другие листы с похожим текстом, в котором допущены ошибки. Их необходимо найти.

Помимо занимательности, при регулярном использовании данной игры заметно улучшается зрительная память, повышается внимательность учащихся, они получают навыки работы с текстами документов, что опять же необходимо при сдаче ОГЭ и ЕГЭ по истории.

Предлагаю несколько вариантов игр, которые использую в своей педагогической практике.

Учитель предлагает ученикам описание внешности исторической личности или его деятельности. Задача учеников заключается в том, чтобы узнать по описанию историческую личность или же соотнести описание с портретом.

Например, на уроке истории России в 6 классе учащимся предлагается узнать личность по описанию:

Его призвали новгородцы, Порядок навести в земле словенской. Сей князь, делами неприметный, Стал основателем династии навечно. (Рюрик)

Учитель предлагает фото или рисунок какого-то предмета быта древних людей, их орудия труда и т.п. Ученикам необходимо назвать как можно больше разнообразных способов их применения. Победит тот, кто назовет наибольшее количество функций предмета (способ применения может быть нетрадиционным, но реалистичным). Игра активизирует и развивает креативное мышление.

Например, в 5 классе в процессе изучения первобытного общества, учащимся предлагается найти способы применения ручного рубила.

Учащимся показываются предметы, которые в исторической традиции связаны с деятельностью определенной личности или государства. Ученики должны установить, какому деятелю или к какому государству относятся данные предметы.

Игра принадлежит к разряду историко-географических викторин. Учитель задает вопросы, с помощью которых проверяет географические знания учеников, а они отвечают, показывая ответ на карте.

Горы на севере Италии (Альпы); Море, которое омывает берега Италии с востока (Адриатическое); Самая большая река в Италии (Тибр); Вулкан на Аппенинском полуострове (Везувий) и т. п.

Для проведения игры вырезаются карты, наклеиваются на картон, а потом ножницами каждая карта разрезается на части (пазлы). Задание заключается в том, чтобы правильно сложить карты.

Например, синквейн о Геродоте.

умный, образованный

Путешествовал, наблюдал, записывал

Отец истории

Ученик выходит к доске. Учитель поднимает над ним крупно отпечатанное на листке (или на экране, к которому ученик стоит спиной) слово. Весь класс видит загаданное слово, кроме вышедшего к доске.

Теперь ученик задаёт вопросы, остальные отвечают “Да” или “Нет”. Ученик может адресовать свои вопросы конкретным ученикам.

На столе лежат карточки с понятиями по изученной теме. Ученики по очереди выходят, вытягивают карточку с понятием. Теперь надо изобразить данное понятие при помощи жестов и мимики. После того, как понятие будет отгадано, ученик говорит полное определение данного понятия.

Позволяет учащимся вжиться в роль своего героя, способствует развитию интереса к предмету, более детальному изучению материала темы, творческих способностей.

Таким образом, игры на уроках истории – это неотъемлемый компонент обучения. Выстроенные на основе использования наглядности, игры стимулируют творческую активность и познавательный интерес школьников, способствуют лучшему усвоению материала и запоминанию порой сложных понятий и личностей.

Найти третье лишнее и объяснить, почему оно лишнее.

1.Амон-Ра, Осирис, Тутмос

2.Тигр, Урук, Евфрат

2) Книга нужнее построенного дома, лучше роскошного дворца, лучше статуи в храме (Писцы)

Учебная игра, в ходе которой участники имитируют реальную ситуацию путем выполнения назначенных ролей. Цель проведения ролевой игры заключается в приобретении опыта поведения или обращения, а также определенных навыков. Каждый участник должен знать идею роли и цель ролевой игры вообще. Важно дать группе выйти из роли по окончании игры и каждому – сказать несколько слов о своих чувствах, впечатлениях или мыслях. Ролевую игру используют как наиболее эффективное средство наглядного освещения содержания и сути тематики.

Перед проведением игры участники знакомятся с литературой по заданной теме и готовя пять-восемь заданий. Группа распределяется на 2 команды. В них распределяются роли: нападение, защитники, вратарь. Команда нападения, которой выпало выступать первой, ставит вопрос группе защиты второй команды. Если защитники отвечают правильно. Их команда получает право ставить вопрос. Если неправильно. Вопрос переходит к вратарю. Если и тот не знает ответа. Команда получает гол. Обеим командам насчитываются баллы. Набранные во время игры.

В конце урока учащимся предлагается взять в руки сундучок, каждый по очереди должен рассказать, какие знание по рассматриваемой теме он возьмет в дорогу или даже ощущения от мероприятия или общения.

Россия в XIX в. (УРОК-ВИКТОРИНА)

1.Соотнесите имя из левой графы таблицы с преобразованием, указанным в правой графе.

Реформа управления государственными крестьянами

Учреждение военных поселений

2.Этот предмет упоминается в легенде о строительстве Николаевской железной дороги.
(Линейка.)
3.После Отечественной войны 1812 г. Легкая промышленность начала ускоренно развиваться. Ее изделия шли уже в основном на продажу внутри страны. К концу 1820-х гг. Россия перестала ввозить эту продукцию из-за границы.
(Ситец.)
4.В первой половине XIX в. этот продукт, родом из Китая, получил распространения в России.

3. Демонстрируются репродукции портретов М.И. Кутузова, К.П. Брюллова, М.М. Сперанского, П.С. Нахимова, Н.И. Пирогова, М.И. Глинки, А.А. Иванова, И.Ф. Крузенштерна. Расскажите,чем знамениты эти люди в истории России.

4.Вспомните, с какими событиями и менами связано проявление следующих выражений.

(Восшествие на престол Александра I, начало преобразований.)

(Назначение М.И. Кутузова главнокомандующим русской армией в Отечественную войну 1812 г.)

5.
1.Прочтите текст и скажите, кто был собеседником Наполеона:

2.Единственный раз Георгиевскием крестом во время Отечественной войны 1812 г. была награждена женщина. Назовите ее имя.
(Надежда Андреевна Дурова (1783 – 1866), она же штабс – капитан А.А. Александров.)

(Крымская война, 1853-1856.)

а) 26 августа 1812; в)8 декабря 1812; б)13 октября 1812; г)8 ноября 1812
2.Кто был инициатором создания военных поселений?
а)М.М. Сперанский; в) А.А. Аракчеев; б)А.Х. Бенкендорф; г)Александр I

3.Решение Кутузова оставить Москву преследовало цель:
а) сохранить русскую армию; б) спасти Петербург; в) навязать Наполеону зимнюю кампанию; г) вызывать всенародный гнев по отношению к Наполеону

4.Формированию взглядов декабристов способствовали:
а) Отечественная война 1812 г. и общественный подъем в стране; б) аракчеевщина; в) вольнолюбивые идеи А.Н. Радищева и А.С. Пушкина; г) стремление прославиться
5.Укажите основной вид транспорта в России в первой половине XIX в.:
а) авиационный; в) гужевой и водный; б) железнодорожный; г) автомобильный
6. Укажите хронологические рамки Кавказкой войны:.
а) 1812-1873; в)1817-1864; б)1826-1866; г)1853-1856

7.Кто из русских писателей был офицером артиллерии и участником Крымской войны?

а) Л.Н.Толстой; в) В.В. Вересаев; б) Ф.М. Достоевский; г) В.М. Гаршин

8. Как называлась государственная идеология, разработанная в годы правления Николая I ?

а) теория официальной народности; в) теория камерализма;

б) теория естественного права; г)теория относительности

9. Каких крестьян касалась реформа, проведенная П.Д. Киселевым?

а) помещичьих; б) государственных; в) крестьян западнорусских губерний;

10. Кто такие западники?

а) религиозная секста; б) представители западноевропейских стран – инвесторов России; в) сторонники развития России по западноевропейскому пути; г) жители западных губерний Российской империи

Ответы: 1 – а; 2 – в; 3 – а; 4 – а; 5 – в; 6- в; 7 – а; 8 – а; 9 – б; 10 – в.

2. Имя мифического певца, искусным пением которого и игрой на кифаре заслушались не только смертные, но и сами боги. (Орфей.)

3. Могучая дочь Океана, река забвения в подземном царстве, отведав воду которой души умерших забывают о земной жизни. (Лета.)

4. Прекраснейшая из богинь, воплощение идеала женской красоты. (Афродита.)
5. Сын Зевса и Латоны, бог света, пения и игры на цитре, предводитель муз.

(Аполлон.)
6. Неутомимая богиня охоты, покровительница животных., особенно новорожденных. (Артемида.)
7. Пища греческих богов, сообщавшая им вечную юность и бессмертие. (Амброзия.)
8. Сестра бога Солнца Гелиоса и богини Луны Селены, она олицетворяла собой нежный розовый утренний свет, рассеивающий ночные сумерки. (Аврора.)
9. Могучий исполин, поддерживающий своими плечами по приказу Зевса небесный свод. (Атлант.)

10. Смертный юноша удивительной красоты, которого страстно полюбила Афродита и проводила с ним время. Из его крови она вырастила цветок- воплощение нежной страсти. Зевс разрешил тени юноши весной покидать на полгода царство Аида. (Адонис.)

Конкурс архивариусов

1) предполагаемого автора;

2) название документа;

3) историческую эпоху или события, о которых идет речь;

4)основную идею этого документа.

Больше всего баллов получает тот ученик (или команда), который точно выполнит все задания. Конкурс оценивает жюри. Можно предложить следующие документы:
1. «Считаем необходимым напомнить, однако, что легализация верховной власти народным представительством может быть достигнута лишь тогда, если выборы будут произведены совершенно свободно… А потому правительство должно в виде временной меры, впредь до решения народного собрания, допустить: 1) полную свободу печати, 2) полную свободу слова, 3) полную свободу сходок, 4) свободу избирательных программ.

2. «Ничто так не разожгло алчности грабителей, как Архангельский собор в Кремле с гробницами царей, в которых ожидали найти громадные сокровища. В этом чаянии гренадеры спустились с факелами в подземелье и взрыли, перебудоражили самые гробы и кости почивших…

7.«Из многих городов к нам в Москву власти и всяких чинов люди для… великого земского собора съехались. Ожидаем мы выборных людей и вас…
и вам бы, господа, по нашему приговору выбрать крепких, и разумных, и настоятельных людей из духовного чину – пять человек. Из посадских и уездных людей – двадцать человек. Из стрельцов – пять человек… Дав им от себя полный достаточный приговор, как им о великом земском деле с нами вместо всех вас советоваться, и говорить и выбор царя постановить…

Конкурс знатоков художественного салона.

Варианты описаний.

Проводится среди учащихся 6-9 классов. Заранее подбираются высказывания исторических деятелей, каждое из которых записывается по частям на нескольких карточках. Задача игроков: воссоединить части высказывания, определить автора, историческую эпоху(карточек должно быть около 30). Побеждает игрок (команда), набравший больше всего правильных карточек и, таким образом, составивший больше всего исторических мозаик.

Высказывания

Конкурс ораторов

Проводится среди учащихся 9-11 классов. Объявляется тема выступления, например:

Конкурсанты должны выступить в роли этих исторических деятелей.
Критерии оценивания (высший балл – 10):

знание фактического материала,

эмоциональность изложения материала

Победителем считается тот, чье выступление в большей степени отвечало этим критериям.

После прохождения всех станций маршрутные листы сдаются жюри. Команда, набравшая больше всего баллов за меньшее количество времени, считается командой – победительницей.

Войти через uID

Цели и задачи игры: закрепление, повторение и углубление исторических знаний; развитие навыков творческо-поисковой, индивидуальной и групповой работы.

Правила игры:

• Участники игры разделены на две команды (команда крестиков и команда ноликов).

• В начале игры команды разыгрывают право первого хода.

• Команда, выигравшая право первого хода, выбирает квадрат из игрового поля с заданием, в случае правильного ответа на поле делается соответствующая пометка (крестик или нолик).

• Если же отвечающая команда не даёт ответа, право хода переходит к соперникам.

• В игре побеждает та команда, которая сможет наиболее полно ответить на три задания из квадратов (по горизонтали, вертикали или диагонали).

Игровое поле



Вопрос для права первого хода:

При каком русском князе был воздвигнут храм Святой Софии в городе Киеве? (Ярослав Мудрый)

Загадки Хроноса

Команды должны расставить события в хронологическом порядке и прочитать зашифрованное слово.

Четвёртый лишний

Три из четырёх слов связаны общим смыслом, найдите лишнее слово и объясните своё решение.

Зернь, скань, мозаика, перегородочная эмаль. (Мозаика)

Алтарь, паперть, клирос, закомары. (Закомары)

Народная мудрость

Отгадайте русскую загадку:

И копали меня,
И крутили меня,
На пожаре я был,
На базаре я был,
А как молод был —
Всё людей кормил.
Упаду — кости вокруг
Разлетаются,
Но собаки к костям
Не кидаются.

Как наше слово отзовётся…

Назовите авторов высказываний:

Историческая путаница

Командам предлагаются тексты с ошибками. Их задача — найти и объяснить ошибки.

1. Принятие Русью христианства летописный источник относит к 898 году. В этот год князь Владимир пошёл походом на византийский город Константинополь, взял его и заставил византийских императоров отдать их сестру Ольгу замуж за себя. По возвращении из похода в Киев князь заставил креститься всех жителей столицы, которые, по свидетельствам летописцев, не хотели этого делать и всячески сопротивлялись. Однако по приказу князя их насильно загоняли в Волхов и крестили.

2. В 907 году князь Владимир Мономах пошёл походом на Царьград. Он собрал огромное войско из варягов, около 80000 воинов. Греки, узнав о приближении русского войска, выслали встречные отряды. Тогда князь Владимир приказал поставить корабли на колёса, и они по суше, благодаря попутному ветру, добрались до стен византийской столицы. Испуганные греки запросили мира, и в итоге был составлен договор. По этому договору Русь платила Византии огромную дань и теряла привилегии в торговле. Князь же прибил свой щит на ворота Царьграда.

Что? Где? Когда?

Командам предлагаются три вопроса.

Что это? Он, кси, наш, мыслите, люди, како, и, фита, иже, зело, есть, добро, глагол, веди, аз.

Где крестилась первая русская христианка княгиня Ольга?

(В Константинополе.)

(После 988 г., Крещения Руси.)

Чёрный ящик

В аудиторию вносится чёрный ящик. Отгадайте, что в нём?

Это может быть в рыболовной сети.

Это нужно грибнику и ягоднику.

Это использует турист и охотник, сельские домохозяйки.

Это рассказало нам немало о жизни древнего Новгорода.

Что скрывается под словом ЭТО?

(Берёста: из неё делают поплавки для рыболовной сети; туристы и охотники используют для костра; домохозяйки для печи; грибники и ягодники плетут корзины; в Новгороде нашли берестяные грамоты.)

Циферблат

Командам предлагаются вопросы, связанные с цифрами. Победа присуждается команде, давшей последний ответ.

2. Сколько километров разделяют Царьград и Константинополь? (Это название одного и того же города.)

4. В каком веке Русь приняла христианство? (В Х в.)

5. Какого по счёту князя Владимира называли Мономахом? (Второго.)

6. В каких годах в средневековой Руси правила женщина? (945—957 гг.)

7. Какой князь по подсчётам историков за свою жизнь совершил около 50 походов? (Святослав.)

8. Какой буквой древнерусского алфавита обозначалась цифра 3? (Г.)

9. В каком году было основано государство Киевская Русь? (882.)

10. Сколько храмов Святой Софии было построено на Руси? (Два.)

11. Как звали третьего правителя Древней Руси? (Игорь.)

12. Сколько сыновей было у князя Святослава? (Три.)

Жизнь замечательных людей

Назовите имена исторических деятелей, чьи характеристики здесь представлены.

2. Именно этот человек провёл первую в истории Руси налоговую реформу, установив размер дани и места её сборов; соблюдая традиции своего времени, жестоко отомстил за гибель близкого человека; управлял государством не от своего имени, а от имени сына, который был малолетним. (Княгиня Ольга.)

3. Этот князь от своего отца получил в управление Новгород, где ему помогал княжить его дядя Добрыня; киевский престол он отвоевал у старшего брата; с именем этого князя связаны первые религиозные реформы в стране. (Владимир Святой.)

Читайте также: